34. Финансовый менеджмент малого бизнеса.
Субъекты малого предпринимательства имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности, более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию в ответ на требования местных рынков; более высокая оборачиваемость капитала и др. Недостатки: более высок уровень риска; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетенция руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность партнеров при заключении контрактов и др.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США одной из главных причин неудач называют «нехватку опыта» в коммерции, финансах, управлении, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.
Жизненный цикл малого бизнеса – это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.
I этап – научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара – это прентальный период предприятия.
II этап – начало производства товара и выход его на рынок – это детство предприятия.
III этап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.
IY этап – деградация рынка товара – жизненный закат предприятия.
Финансовому менеджеру необходимо постоянно решать вопрос, как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.
Наиболее важные различия в финансовом менеджменте крупного и малого бизнеса состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности. Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показать капитализации и уровень дивиденда. В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.
Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:
в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);
у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.
Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасом, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.
- Понятие и сущность финансового менеджмента.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3.Источники финансирования деятельности предприятия.
- 4. Система финансового менеджмента.
- Рынок капитала (фондовый рынок), участники рынка. Инвестиционные институты.
- Первичные ценные бумаги
- 7. Договорные обязательства
- 8. Производные ценные бумаги.
- 9. Управление собственным капиталом предприятия.
- 10.Управление заемным капиталом предприятия.
- 11. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
- 12. Управление привлечением банковского кредита.
- 13. Управление финансовым лизингом.
- 14. Управление облигационным займом.
- 15. Управление привлечением коммерческого кредита.
- 16. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
- 17. Управление структурой капитала.
- 18. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.
- 20. Управление прибылью предприятия: дивидендная и эмиссионная политика предприятия.
- 22. Финансовый цикл предприятия.
- 23. Управление материально-производственными запасами на предприятии.
- 24. Управление дебиторской задолженностью на предприятии.
- 25. Управление денежными средствами предприятия.
- 26. Управление основными фондами на предприятии.
- 27. Управление финансовыми рисками.
- 28. Управление инвестициями.
- 29. Управление финансами в условиях инфляции.
- 30. Внутрифирменное финансовое планирование.
- 31. Финансовый контроль на предприятии.
- Задачи финансового контроля Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
- Задачи по обеспечению интересов собственника
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 32. Банкротство предприятий.
- 33. Антикризисное управление
- 34. Финансовый менеджмент малого бизнеса.
- 35. Корпоративная реструктуризация.
- Этапы реструктуризации компании
- Стратегия компании и цели реструктуризации
- Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
- 36.Информационные технологии в финансовом менеджменте.