logo
ответы на фин мен

18. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представ­ляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функ­циях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптималь­ные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назна­чение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конст­рукции изделия, замены материалов и т.д.

Проведение ФСА включает следующие основные этапы: 1-й этап: этап последовательного построения моделей объекта ФСА (коОАОонентной, структурной, функциональной); модели строят или в форме графов, или в табличной (матричной) форме; 2-й этап: этап исследования моделей и разработки предложений по совершенствованию объекта анализа. Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:  - определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-   процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);  -проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;  -определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;  -сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;  -анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия           Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и отклонениям от них.  Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых затрат производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов.Идею  системы стандарт-кост можно выразить двумя положениями: 1)     все произведенные затраты в учете должны быть соотнесены со стандартами; 2)     отклонения, выявленные при сравнении фактических затрат со стандартами, должны быть расчленены по причинам.           К этим двум положениям, как правило, добавляют знаменитое правило Гантта: Все расходы сверх установленных норм должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты.                    Системе стандарт-кост присущи и недостатки. Стандарты не всегда возможно установить  на все производственные затраты, в результате чего ослабляется контроль за ними. Основными показателями при применении метода директ-костинг выступают: маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности. Следует отметить, что  указанные показатели у различных авторов названы по разному, например, порог рентабельности может называться критическим объемом продаж и точка безубыточности – критической и даже «мертвой» точкой.           Маржинальный доход исчисляется как разность между ценой продажи продукции и величиной переменных затрат производства. Сумму всех затрат предприятия можно определить как сумму переменных и постоянных по формуле :            Z = Zc + Zv           где:  Zc – постоянные затраты; Zv – переменные затраты.    

         После выделения из общей совокупности затрат предприятия переменных затрат, маржинальный доход, можно определить по следующей формуле : D = N – Zv          где:  N   - объем реализации. Наиболее сложным практическим моментом в количественном определении маржинального дохода является правильное разделение затрат на переменные и постоянные. Как указывалось выше, учетная практика разработала ряд эффективных методов. Поскольку N = Z + P (прибыль), то маржинальный доход может исчисляться как сумма постоянных затрат и прибыли и тем самым он характеризует вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли формула: D = Zc + P                            

Для расчета порога рентабельности исходным уравнением является:            N = Z + P                                                  Если предприятие работает прибыльно, то значение P > 0, если убыточно, тогда  P < 0. Если Р = 0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р = 0) называют критической точкой или точкой безубыточности. Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков. Для вычисления точки безубыточности можно использоваться либо графическим методом,  либо методом  уравнений. Хотя графический метод считается более наглядным, в целях настоящей работы воспользуемся методом уравнений. Метод уравнений (аналитический метод) основан, как указывалось,  на анализе исходного уравнения: N = Z  + P = Zc + Zv + P                                                        В точке К: N = Zc + Zv                                                                                      Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия (p) и количества проданных единиц (q), а переменные затраты как произведение переменных затрат на единицу изделия (v) на q, т.е.: N = p*q;   Zv = v * q                                                                         то в точке К: p*q  = Zc + v*q ;    (p – v) * q = Zc                                                 Это уравнение является основным для получения исходных оценок. Расчет критического объема производства (продаж):    qк = Zc / p – v = Zc / d              где d – маржинальный доход на единицу изделия, руб. Расчет порога рентабельности (критического объема выручки). Для расчета этого показателя используется уравнение критического объема производства. Необходимую формулу можно получить,  умножив левую и правую части уравнения  на цену единицы изделия р:    Nк = qк * p = Zc * p / d = Zc / d/p = Zc / d*q/p*q = Zc / D/N     

Данные уравнения являются исходными для расчета ряда  аналитических показателей метода директ-костинг, таких, как критический уровень постоянных затрат, критическая цена реализации, расчет планового объема продаж для заданной суммы прибыли и т.д. Основные преимущества системы директ-костинг можно свести к следующему: - упрощение исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат; -    отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата; - возможность определения порога рентабельности, запаса финансовой прочности, нижней границы цены продукции или заказа; - возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции; -   возможность выбора между собственным производством продукции и ее закупкой на стороне; - ограничение себестоимости переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат. Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костинг позволяют выделить некоторые ее недостатки: - по мнению противников этой системы она не дает ответ на вопрос, сколько стоит данный продукт, какова его полная себестоимость; -  ведение учета неполной себестоимости не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как в финансовой отчетности должна указываться полная себестоимость продукции. - для эффективного применения системы директ-костинг прямые затраты должны составлять большую часть расходов и предприятие должно выпускать узкий перечень продукции.            Управление затратами  на предприятии призвано решать следующие основные задачи: - выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности; -  определение затрат по основным функциям управления; -  расчёт затрат по производственным подразделениям предприятия; - исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг); -подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при   выборе и принятии хозяйственных решений; - выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат; - поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия; -  выбор способов нормирования затрат; - выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.          Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью рисунок

Система управления себестоимостью продукции Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций. Различают следующие виды калькуляций: плановые, проектно-сметные, отчетные.           Плановая калькуляция представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы продукции. Она составляется на все виды изделий производственной программы на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Она используется в практике управления производством в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек на производство продукции и резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции каждого вида. Проектно-сметная калькуляция разрабатывается на вновь осваиваемые виды продукции или продукцию не предусмотренную планом. Отчетная калькуляция составляется бухгалтерскими службами фирмы и характеризует фактический уровень затрат. Помимо целей сравнения с плановыми данными является важным инструментом финансового контроля за рациональным использованием в производстве различных видов ресурсов. Конкретная номенклатура статей затрат разрабатывается с учетом отраслевых особенностей производства и применяемых методов организации бухгалтерского учета издержек производства и обращения. В качестве калькуляционной обычно принимается единица, установленная для данной продукции в стандарте или технических условиях и служащая для измерения количества продукции в натуральном выражении (т, м2 и т.д.). В зависимости от характера продукции, особенностей организации и технологии производства применяются различные методы калькулирования. Одним из них является нормативный. Благодаря своему универсальному характеру нормативный метод рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Он основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы). Его преимущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы.           Важным элементом управления затратами является планирование. Планирование себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на производство. При выпуске предприятием одного вида продукции стоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство и реализацию. Промышленные предприятия, выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и величину затрат на один рубль товарной продукции. Расчеты плановой себестоимости продукции используются при планировании прибыли, определении мероприятий технического прогресса, а также при установлении цен.  При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство. Поэтому составлению плана по себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.           Нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции. Нормативная база предприятия является основой: планирования; регулирования и контроля деятельности структурных подразделений; соизмерения производственных затрат с достигнутыми результатами; разграничения ответственности за результаты деятельности между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования деятельности персонала по итогам работы. На любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться в связи с изменением технологии и организации производства, характеристик материалов, обновлением выпускаемой продукции.          Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему: -  системный подход к управлению затратами; - единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами; - управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия от создания до утилизации; - органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг); -  недопущение излишних затрат; -  широкое внедрение эффективных методов снижения затрат; - совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;  - повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат. 19. Управление денежными потоками предприятия.

Управление денежными потоками представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств и организацией их оборота, направленных на обеспечение финансового равновесия предприятия и устойчивого его роста.

Как и все функциональные системы финансового менеджмента, управление денежными потоками подчинено главной цели – возрастанию рыночной стоимости предприятия. Эту общую цель финансово­го менеджмента управление денежными потоками поддерживает собственной главной целевой установкой – обеспечением постоянного финансового равновесия предприятия.

Главная цель управления денежными потоками

Основные задачи управления денежными потоками

Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия

1. Формирование достаточного объема денежных ресурсов предприятия в соответствии с потребностями его предстоящей хозяйственной деятельности.

2. Оптимизация распределения сформированного объема денежных ресурсов предприятия по видам хозяйственной деятельности и направлениям использования.

3. Обеспечение высокого уровня финансовой устой­чивости предприятия в процессе его развития.

4.  Поддержание постоянной платежеспособности предприятия.

5. Максимизация чистого денежного потока, обеспечивающая заданные темпы экономического развития предприятия на условиях самофинансирования.

6. Обеспечение минимизации потерь стоимости денежных средств в процессе их хозяйственного использования на предприятии.