14. Управление облигационным займом.
Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции. Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития. Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества: а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций); б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия; в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов. Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков: а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия); б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.)- В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия; в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства; г) после выпуска облигаций вследствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга. Управление облигационным займом строится на предприятии по следующим основным этапам: 1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия.
Определение целей привлечения облигационного займа. Основными из этих целей могут быть: • региональная диверсификация операционной деятельности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реализации продукции; • реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т.п.), обеспечивающие быстрый возврат вложенного капитала за счет прироста чистого денежного потока; • иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции заемного капитала, привлечение которого из других источников затруднено. 3. Оценка собственного кредитного рейтинга. 4. Определение объема эмиссии облигаций. В процессе определения этого объема необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательными нормами предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда. 5. Определение условий эмиссии облигаций. К числу основных условий эмиссии облигаций относятся : Номинал облигации. Вид облигации. Период обращения облигации. Среднегодовой уровень доходности облигации Порядок выплаты процентного дохода. Порядок погашения облигации. Условия досрочного выкупа облигаций. Другие специальные условия эмиссии облигации. Совокупность всех условий эмиссии облигации должна быть отражена в эмиссионном проспекте (публикуемой информации об эмиссии), содержание которого регламентируется соответствующими правовыми нормами. 6. Оценка стоимости облигационного займа. 7. Определение эффективных форм андеррайтинга 8. Формирование фонда погашения облигаций.
- Понятие и сущность финансового менеджмента.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3.Источники финансирования деятельности предприятия.
- 4. Система финансового менеджмента.
- Рынок капитала (фондовый рынок), участники рынка. Инвестиционные институты.
- Первичные ценные бумаги
- 7. Договорные обязательства
- 8. Производные ценные бумаги.
- 9. Управление собственным капиталом предприятия.
- 10.Управление заемным капиталом предприятия.
- 11. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
- 12. Управление привлечением банковского кредита.
- 13. Управление финансовым лизингом.
- 14. Управление облигационным займом.
- 15. Управление привлечением коммерческого кредита.
- 16. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
- 17. Управление структурой капитала.
- 18. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.
- 20. Управление прибылью предприятия: дивидендная и эмиссионная политика предприятия.
- 22. Финансовый цикл предприятия.
- 23. Управление материально-производственными запасами на предприятии.
- 24. Управление дебиторской задолженностью на предприятии.
- 25. Управление денежными средствами предприятия.
- 26. Управление основными фондами на предприятии.
- 27. Управление финансовыми рисками.
- 28. Управление инвестициями.
- 29. Управление финансами в условиях инфляции.
- 30. Внутрифирменное финансовое планирование.
- 31. Финансовый контроль на предприятии.
- Задачи финансового контроля Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
- Задачи по обеспечению интересов собственника
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 32. Банкротство предприятий.
- 33. Антикризисное управление
- 34. Финансовый менеджмент малого бизнеса.
- 35. Корпоративная реструктуризация.
- Этапы реструктуризации компании
- Стратегия компании и цели реструктуризации
- Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
- 36.Информационные технологии в финансовом менеджменте.