30. Внутрифирменное финансовое планирование.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы предприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, сбалансированности их источников и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде. Финансовое планирование на предприятиях состоит из двух составных частей - текущего и оперативного планирования финансовой деятельности. Текущее планирование финансовой деятельности заключается в разработке отдельных видов финансовых планов предприятия, составляемых на предстоящий год с разбивкой по кварталам. В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:
план доходов и расходов;
план поступления и расходования денежных средств;
балансовый план;
план формирования и использования финансовых ресурсов.
I. План доходов и расходов. Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в плановом периоде. В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов, издержек обращения, налоговых платежей за счет доходов и прибыли. План доходов и расходов включает следующие показатели:
Валовый доход от реализации продукции (услуг). Налоговые платежи за счет доходов. Чистый доход от реализации продукции (услуг). Издержки обращения - всего. Балансовая прибыль от реализации продукции. Налоговые платежи за счет прибыли. Чистая прибыль от реализации продукции (услуг).
II. План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на втором этапе текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, то есть он позволит оценить сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия. Исходя из этой цели, план имеет следующую структуру:
Остаток денежных средств на начало периода.
Поступление денежных средств.
Расходование денежных средств.
Остаток денежных средств на конец периода.
III. Балансовые план составляется один раз в год, отражает прогноз состава его активов и структуры капитала. Целью разработки балансового плана является определение возможного прироста отдельных активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной финансовой структуры капитала. В процессе планирования структуры активов оптимизируется соотношение оборотных и внеоборотных их видов, а в составе оборотных активов - по уровню ликвидности. При планировании структуры капитала оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных - средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе (эта оптимизация осуществляется с учетом избранной предприятием тактики финансирования его активов. IV. План формирования и использования финансовых ресурсов разрабатывается на заключительной стадии текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическое развитие предприятия в предстоящем периоде. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.
Оперативное финансовое планирование заключается в детализации разработанных текущих планов по направлениям хозяйственной деятельности предприятия, по отдельным инвестиционным проектам и т.п. Основными видами оперативных финансовых планов предприятия являются:
бюджет капитальных затрат и поступления средств (капитальный бюджет);
бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет);
график осуществления платежей (платежный календарь).
Капитальный бюджет разрабатывается на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизаций основных средств в разрезе отдельных инвестиционных проектов. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты; 2) поступления средств. Текущий бюджет разрабатывается по отдельным хозяйственным операциям или видам деятельности предприятия, не выходя по срокам за рамки одного квартала. Он состоит из следующих двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от хозяйственных операций (видов деятельности). Платежный календарь разрабатывается по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками товаров и т.п.) и по предприятию в целом. Он состоит из следующих двух разделов: 1) график расходования денежных средств; 2) график поступления денежных средств. Платежный календарь конкретизирует текущий план поступления и расходования денежных средств, обеспечивая постоянную платежеспособность предприятию.
- Понятие и сущность финансового менеджмента.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3.Источники финансирования деятельности предприятия.
- 4. Система финансового менеджмента.
- Рынок капитала (фондовый рынок), участники рынка. Инвестиционные институты.
- Первичные ценные бумаги
- 7. Договорные обязательства
- 8. Производные ценные бумаги.
- 9. Управление собственным капиталом предприятия.
- 10.Управление заемным капиталом предприятия.
- 11. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
- 12. Управление привлечением банковского кредита.
- 13. Управление финансовым лизингом.
- 14. Управление облигационным займом.
- 15. Управление привлечением коммерческого кредита.
- 16. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
- 17. Управление структурой капитала.
- 18. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.
- 20. Управление прибылью предприятия: дивидендная и эмиссионная политика предприятия.
- 22. Финансовый цикл предприятия.
- 23. Управление материально-производственными запасами на предприятии.
- 24. Управление дебиторской задолженностью на предприятии.
- 25. Управление денежными средствами предприятия.
- 26. Управление основными фондами на предприятии.
- 27. Управление финансовыми рисками.
- 28. Управление инвестициями.
- 29. Управление финансами в условиях инфляции.
- 30. Внутрифирменное финансовое планирование.
- 31. Финансовый контроль на предприятии.
- Задачи финансового контроля Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
- Задачи по обеспечению интересов собственника
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 32. Банкротство предприятий.
- 33. Антикризисное управление
- 34. Финансовый менеджмент малого бизнеса.
- 35. Корпоративная реструктуризация.
- Этапы реструктуризации компании
- Стратегия компании и цели реструктуризации
- Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
- 36.Информационные технологии в финансовом менеджменте.