Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
Становление новой для РФ налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решение задачи создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.
Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Основные характеристики налоговых систем:
Система и принципы налогового законодательства;
Принципы налоговой политики;
Порядок установления и ввод в действие налогов;
Виды налогов и общие элементы налогов;
Порядок распределения налогов по бюджетам;
Система налоговых органов;
Формы и методы налогового контроля;
Права и обязанности участников налоговых отношений;
Порядок и условия налогового производства.
Организационные принципы Российской налоговой системы
Всеобщности и равенства налогообложения;
Недискриминации налогоплательщиков;
Экономического приоритета;
Презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства;
Ясности и доступности понимания порядка налогообложения.
Налоговая система РФ основывается на следующих принципах:
1. Каждое лицодолжно уплачивать законно установленныеналоги и сборы.Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В числе функций налоговой системы ученые выделяют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую) и социальную.
Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
- Тема 1. Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения.
- 1. Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство.
- 2. Законодательство о налогах и сборах.
- 3. Определения налога и сбора. Признаки, функции, принципы налога.
- Принципы налогообложения. Классификация налогов.
- 4. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов
- Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
- Возникновение и развитие налогов.
- 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
- 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
- Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
- Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
- 1. Налоговая политика и ее типы.
- Налоги и бюджетный процесс
- Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
- 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
- Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
- 1. Система налогов и сборов в рф.
- 2. Элементы налога.
- 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
- 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
- Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
- 6. Права и обязанности налогоплательщика.
- 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
- 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
- Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
- 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
- 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
- 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
- 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
- 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
- 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
- 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
- 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
- Тема 7. Налоговый механизм.
- Составные части налогового механизма.
- 2. Методы управления налогообложением.
- Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
- 3. Объекты налогообложения.
- 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
- 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
- Специальные налоговые режимы.
- Тема 8. Налоговое производство.
- 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
- 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
- Методы формирования налогооблагаемой базы
- 3. Налоговые ставки.
- 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
- 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
- Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Тема 10. Организация налогового контроля.
- Государственный реестр налогоплательщиков.
- Налоговый контроль за расходами физического лица.
- Действия налоговых органов по результатам проверки.
- Налоговая тайна.
- Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
- 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
- 2. Полномочия таможенных органов.
- Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
- Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
- Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
- Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
- Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
- Доходная часть федерального бюджета рф
- Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
- Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
- Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
- Уровни налогового планирования.
- Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.