Возникновение и развитие налогов.
Налоги существуют с давних пор, появившись на заре человеческой цивилизации. Как только на земле стали возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная, система налогообложения. Шли века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь постепенно в основной источник доходов государства.
В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.
Древний Рим. Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций и определялась сумма налога (ценз).
Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались. Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Но если в мирные времена они от государственных налогов освобождались, то коренные жители провинций таких "налоговых льгот" не имели, что служило символом их подчиненного положения, Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их "деятельность" было довольно сложно, а потому коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в, до н.э.
Император Октавиан Август, правивший в 27 г. до н.э. - 14 г. н.э., провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение - расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Но история знает и другие примеры. Так, в Византийской империи, где существовал 21 вид только прямых налогов, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные, налоговое бремя привело не к процветанию, а к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.
То, что в государстве должна существовать отлаженная система налогообложения, подотчетная правительству и основанная на научной теории, нашло убедительное подтверждение на примере европейских стран.
Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., на заре Новой истории, однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. Не существовало крупного постоянного налога. Средства в казну поступали через систему налогов чрезвычайных, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько, мягко говоря, непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.
Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения, поскольку, по словам французского писателя и ученого, просветителя Шарля Луи Монтескье, ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый 18 в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:
- Принцип справедливости ("Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства). - Принцип определенности ("Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью"). - Принцип удобности ("Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его"). - Принцип экономии ("Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды").
Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?
Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы нашего века, основывается на ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает. Однако специалисты этих великолепно отлаженных и бесперебойно действующих налоговых служб отдают должное своим российским коллегам, которым всего за шесть лет практически заново удалось создать действующую систему налогообложения.
- Тема 1. Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения.
- 1. Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство.
- 2. Законодательство о налогах и сборах.
- 3. Определения налога и сбора. Признаки, функции, принципы налога.
- Принципы налогообложения. Классификация налогов.
- 4. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов
- Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
- Возникновение и развитие налогов.
- 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
- 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
- Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
- Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
- 1. Налоговая политика и ее типы.
- Налоги и бюджетный процесс
- Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
- 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
- Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
- 1. Система налогов и сборов в рф.
- 2. Элементы налога.
- 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
- 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
- Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
- 6. Права и обязанности налогоплательщика.
- 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
- 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
- Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
- 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
- 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
- 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
- 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
- 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
- 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
- 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
- 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
- Тема 7. Налоговый механизм.
- Составные части налогового механизма.
- 2. Методы управления налогообложением.
- Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
- 3. Объекты налогообложения.
- 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
- 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
- Специальные налоговые режимы.
- Тема 8. Налоговое производство.
- 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
- 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
- Методы формирования налогооблагаемой базы
- 3. Налоговые ставки.
- 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
- 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
- Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Тема 10. Организация налогового контроля.
- Государственный реестр налогоплательщиков.
- Налоговый контроль за расходами физического лица.
- Действия налоговых органов по результатам проверки.
- Налоговая тайна.
- Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
- 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
- 2. Полномочия таможенных органов.
- Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
- Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
- Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
- Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
- Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
- Доходная часть федерального бюджета рф
- Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
- Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
- Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
- Уровни налогового планирования.
- Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.