logo
Налоговая система

3. Определения налога и сбора. Признаки, функции, принципы налога.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог является ограничением прав и свобод гражданина; следовательно, соответствующее ограничение возможно только в форме федерального закона. Налог вправе установить только орган власти, обладающий законодательными полномочиями (отношения: налогоплательщик - власть).

Налог не предполагает свободу выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер взыскания.

Публичный характер налога проявляется в цели его взимания - обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, обязательно включение сумм поступлений от налогов в состав доходов соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Можно выделить основные признаки налога:

Налоги призваны обеспечивать:

Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.

Фискальная функцияозначает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей (социальные услуги и хозяйственные нужды; поддержку внешней политики и безопасности; административно-управленческие расходы; платежи по государственному долгу).

Регулирующая функцияпризвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад и рост производства, а также его структуру. Эту функцию можно разделить на следующие составляющие:

стимулирующая подфункция - проявляется через систему льгот и освобождений, (например, льготные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных производителей);

дестимулирующая подфункция – цель ее – поощрить отечественное производство (через рост таможенных пошлин) или ограничить развитие игорного бизнеса (используя чрезмерно высокие налоговые ставки) и т.д.;

Воспроизводственная функция- предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

С регулирующей функцией тесно связаны социальная и контрольная функции.

Социальная функциязатрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения - граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот);

применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Контрольная функцияналогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Умелое сочетание всех функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.