logo
Налоговая система

3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.

Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены расти.

Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуций. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 году новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике "военного коммунизма". Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею "государственного капитализма" бесперспективной. Опыт 20-х годов доказал, что только хозяйственная самостоятельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.

К сожалению, финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования. Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93%. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13% подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 рублей) налоги не взимались вовсе. Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высоко, по тем временам, оплачиваемых граждан - писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов-чемпионов и лиц, имевших разрешение на частную практику: зубных врачей и техников, портных, парикмахеров, фотографов и др.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80 - 90-х годов. Путь к выходу из этого кризиса был один - переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности - кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий. На территории России появились представительства известных зарубежных фирм и компаний. К 1991 г. в Москве уже насчитывалось 82 094 различных предприятий, в два раза больше, чем в 1990-м.

Тогда же, в начале 90-х годов, начался обвальный рост "отпущенных" цен, невиданных темпов достигла инфляция. После распада СССР и появления на месте бывших союзных республик новых суверенных государств стали разрушаться производственно-хозяйственные связи в некогда единых отраслевых комплексах. Это, в свою очередь, привело к повальному падению промышленного производства. Соответственно стали уменьшаться и доходы государства, которое лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений. В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения.