4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
Обеспечение исполнения налоговой обязанности.
Залог имущества.
В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.
Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Поручительство.
В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.
По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо.По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Пеня.
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.
Принудительное взыскание пеней с организацийпроизводится в бесспорном порядке, а сфизических лиц- в судебном порядке.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.
Приостановление операций по счетам в банкеприменяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.
Правила настоящей статьи применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банке налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арест имущества.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47НК РФ.
Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика - организации.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.
Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.
Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).
Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125НК РФ и (или) иными федеральными законами.
Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
- Тема 1. Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения.
- 1. Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство.
- 2. Законодательство о налогах и сборах.
- 3. Определения налога и сбора. Признаки, функции, принципы налога.
- Принципы налогообложения. Классификация налогов.
- 4. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов
- Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
- Возникновение и развитие налогов.
- 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
- 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
- Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
- Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
- 1. Налоговая политика и ее типы.
- Налоги и бюджетный процесс
- Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
- 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
- Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
- 1. Система налогов и сборов в рф.
- 2. Элементы налога.
- 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
- 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
- Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
- 6. Права и обязанности налогоплательщика.
- 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
- 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
- Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
- 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
- 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
- 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
- 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
- 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
- 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
- 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
- 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
- Тема 7. Налоговый механизм.
- Составные части налогового механизма.
- 2. Методы управления налогообложением.
- Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
- 3. Объекты налогообложения.
- 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
- 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
- Специальные налоговые режимы.
- Тема 8. Налоговое производство.
- 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
- 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
- Методы формирования налогооблагаемой базы
- 3. Налоговые ставки.
- 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
- 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
- Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Тема 10. Организация налогового контроля.
- Государственный реестр налогоплательщиков.
- Налоговый контроль за расходами физического лица.
- Действия налоговых органов по результатам проверки.
- Налоговая тайна.
- Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
- 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
- 2. Полномочия таможенных органов.
- Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
- Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
- Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
- Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
- Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
- Доходная часть федерального бюджета рф
- Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
- Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
- Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
- Уровни налогового планирования.
- Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.