logo
Налоговая система

4. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий на пути к экономическому и социальному процветанию. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы.

Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговое бремя – это все реально уплачиваемые налоги налогоплательщиком в доход государства. При этом мировая практика показала, что существует предельная критическая ставка налогообложения (оптимальная граница), при которой в условиях рынка налоги не сказываются негативно на экономическом росте. Она составляет 30-33%.

При всем многообразии налогов их сходства и различия позволяет устанавливать классификация, то есть разделение налогов на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).

Так по способу взимания (механизму формирования) налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщиков. Окончательным плательщиком прямых доходов выступает владелец имущества (дохода). То есть они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Прямые в свою очередь подразделяются на:

Косвенные налоги - налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от объекта взиманиякосвенные налоги подразделяются:

К косвенным относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы и тд.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяют:

1. Это федеральные налогиРоссии. Они действуют на территории всей страны и регулируются общерос­сийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные ис­точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (к числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физи­ческих лиц, таможенные пошлины).

2. Региональные налоги. Устанавливаются законодательными органами субъектов РФ, исходя из обще­российского законодательства. Часть региональных налогов отно­сится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае ре­гиональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания (среди региональных можно выделить налог на недвижимость, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и др.).

3. Местные налоги. То есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты, в отличие от федеральных и региональных налогов (среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу).

По целевой направленности налоги можно разделять на:

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: