logo
Финансы зачет

18. Казначейская система исполнения бюджета и его характеристика

Казначейская система исполнения бюджета - организация исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством через органы Федерального казначейства Минфина России либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных образований.

Переход к Казначейской системе исполнения бюджета был вызван реформированием бюдж. и банковской систем, необходимостью усиления контроля за своеврем. поступлением средств на бюдж. счета и целевым расходованием бюджетных средств. При казначейском исполнении бюджета учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков при нятия бюджетных обязательств, совершение разрешит, надписи на право осуществления расходов в рамках выдел, лимитов бюджетных обязательств, платежи от име ни получателей бюджетных средств производят каз начейские органы.

Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейство было организовано 08.12.1992 г. указом Президента РФ "О федеральном казначействе" N 1556. Казначейство образовывалось в целях эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения главным образом республиканского бюджета РФ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Постановлением о мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета Правительство России обязало Министерство финансов осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета.

Эффективность казначейской системы исполнения бюджета заставляет государство проводить последовательную политику по переводу на казначейскую систему субъектов РФ и муниципальных образований. Конкретные меры из года в год предусматриваются законами о федеральном бюджете и принимаемыми на их основе нормативными актами. Так, ст. 43 Закона о федеральном бюджете на 2004 г. устанавливается, что в 2004 г. продолжается перевод субъектов РФ, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения их бюджетов по мере завершения субъектами РФ организационно-технических мероприятий. Кассовое обслуживание органами Федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями и на безвозмездной основе. Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства утверждены Приказом Минфина РФ от 19 апреля 2000 г. N 46н" (с изм. и доп. от 13 апреля, 31 июля 2001 г.).

В настоящее время Казначейство действует на основании Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе" (с изм. и доп. от 14 марта 2005 г.).

Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти (федеральную службу), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Казначейство подчиняется непосредственно Министерству финансов РФ. Возглавляет казначейство руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

В структуре центрального аппарата данного органа имеются управления по основным направлениям деятельности. При этом их количество не должно превышать 11.

Органы казначейства являются юридическими лицами и несут установленную законом ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложены на них задач.

При казначейской системе уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможность усиления контроля за их целевым использованием.

Казначейская система исполнения бюджета обеспечивает оперативность информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению, контроля за финансовыми операциями учреждений. Органы казначейства беспристрастны в силу того, что осуществляют финансовые операции не в собственных интересах, а от имени и по поручению бюджетных учреждений. Такое положение позволяет усилить контроль за целенаправленным финансированием расходов. Таким образом, казначейская система исполнения бюджетов - одно из средств реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 БК РФ.