16. Межгосударственные фонды: виды и источники их формирования
Создание межгосударственных денежных фондов первоначально было связано не столько с интеграционными процессами, сколько с необходимостью регулирования денежных потоков между странами, оказанием финансовой помощи государствам, не способным выполнять свои внешние денежные обязательства..
Финансовые ресурсы этих организаций образуются путем добровольного участия стран-участниц через уплату членских взносов (квот в МВФ, приобретения акций в МБРР). В послевоенной истории МВФ и МБРР играли и продолжают играть заметную роль в развитии мировой экономики.
К межгосударственным фондам в Европейском экономическом сообществе относятся: бюджет сообщества, средства которого используются для проведения единой сельскохозяйственной, социальной и региональной политики; Европейский инвестиционный банк; Европейский фонд регионального развития и некоторые другие. Основное значение среди всех перечисленных фондов занимает бюджет ЕС, который первоначально формировался исключительно за счет взносов стран-членов пропорционально их весу в ВВП ЕС, однако, начиная с 80-х годов, доходы бюджета формируются не только за счет указанных взносов, но и за счет собственных ресурсов, к которым относятся: компенсационные сборы, взимаемые при импорте сельскохозяйственной продукции из третьих стран; таможенные пошлины на импорт из третьих стран; отчисления от налога с оборота.
Бюджету Европейского союза (ЕС) присущи те же характеристики, что и бюджетам вообще, как в экономическом, так и в правовом отношении.
В Западной Европе продолжает ощущаться разница в уровнях экономического и социального развития стран, входящих в ЕС. Преодолению такого неравенства способствует деятельность созданного в 1975 г. Европейского фонда регионального развития. С момента своего создания Фонд финансировал мероприятия по преодолению существенных диспропорций в странах ЕС: Италии, Испании, Ирландии, Португалии.
С 1958 г. функционирует Европейский инвестиционный банк. Он предоставляет кредиты и гарантии по кредитам на следующие цели: региональное развитие и освоение менее развитых регионов стран-членов; модернизацию и создание новых предприятий в связи с изменениями отраслевой структуры и развитием специализации и кооперирования производства в рамках ЕС; осуществление проектов, представляющих интерес для нескольких стран-членов, стоимость которых превышает финансовые возможности отдельных заинтересованных стран.
В ноябре 2002 г. лидеры 15 стран-членов ЕС приняли историческое решение о вступлении в ЕС десяти новых стран. 1 мая 2004 года это стало фактом. Немаловажную роль в принятии идеи единой Европы играет финансовая помощь новым членам. При вступлении в ЕС новые страны-члены взяли на себя обязательство присоединиться к Европейскому экономическому и валютному союзу и постепенно заменить свои национальные валюты на евро.
Интеграционные процессы в рамках союзного образования Российской Федерации и Республики Беларусь также привели к созданию межгосударственного денежного фонда, каким является бюджет союза. Он формируется за счет отчислений, производимых из республиканского бюджета Республики Беларусь и федерального бюджета Российской Федерации. За его счет осуществляется финансирование межгосударственных экономических и социальных программ и мероприятий.
- 01. Признаки финансов и их содержание
- 02. Понятие финансов и их функции
- 03. Взаимодействие финансов и других экономических категорий
- 04. Государство и финансы: взаимосвязь и взаимообусловленность
- 05. Методы управления финансами: сущность, понятие
- 06. Особенности финансов развивающихся стран (по отдельным отраслям)
- 07. Понятие финансовой системы государства, её базовые типы
- 08. Роль финансов в процессе общественного воспроизводства
- 09. Составные звенья финансовой системы
- 10. Финансовая политика государства и её характеристика
- 11. Бюджетный федерализм в финансовой системе рф
- 12. Внебюджетные фонды. Источники их формирования
- 13. Военные расходы и их влияние на состояние государственных финансов
- 14. Государственный бюджет: понятие, функции
- 15. Источники формирования финансовых ресурсов государства
- 16. Межгосударственные фонды: виды и источники их формирования
- 17. Государственный займ и его роль в экономике
- 18. Казначейская система исполнения бюджета и его характеристика
- 19. Основные направления реформирования финансовых отношений в отраслях народного хозяйства
- 20. Особенности формирования местных бюджетов
- 21. Политика "дефицитного финансирования" и её экономические последствия
- 22. Понятия государственных займов. Их классификация
- 23. Проблемы управления государственным долгом на современном этапе
- 24. Процесс распределения финансовых ресурсов в экономике и его содержание
- 25. Расходы на социальное обеспечение
- 26. Роль казначейства в бюджетном процессе
- 27. Система государственных доходов рф
- 28. Проблемы регулирования внешнего долга
- 29. Проблемы регулирования внутреннего долга
- 30. Формирование и использование межбюджетных фондов (федеральный и региональный уровни)
- 31. Межбюджетные отношения в федеративном государстве
- 32. Классификация налогов и их функции
- 33. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
- 34. Налоговая система рф
- 35. Государственный кредит как звено финансовой системы
- 36. Пенсионный фонд и проблемы его реформирования
- 37. Роль бюджета субъекта рф в развитии региона
- 38. Методы формирования государственных доходов
- 39. Налогово-бюджетная политика государства
- 40. Кредитно-денежная политика государства