21. Политика "дефицитного финансирования" и её экономические последствия
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
___________
Монетаристская критика кейнсианства получила дальнейшее развитие в статье К. Варбюртона «Денежная теория дефицитного финансирования» (1945 г.). Ее основная тема — соотношение между бюджетной и денежной политикой. Главный вывод автора статьи — денежная политика более эффективна, поскольку рост количества денег непосредственно влияет на объем ВВП.
К. Варбюртон» выделил два аспекта бюджетной политики: 1) чисто денежный, «поскольку всякое действие, увеличивающее объем денег или изменяющее скорость их обращения, является разновидностью денежной политики» [68, 236]; 2) промышленный, отражающий влияние на производство.
«Из этих двух аспектов бюджетной политики, — отмечает К. Варбюр-тоН _ денежный аспект более важен для общего объема производства или уровня деловой активности. Действительно, если бюджетная политика не воздействует на объем денежной массы или их скорость обращения, складывающуюся при покупке производимых продуктов, то промышленная политика, определяемая направлением государственных расходов, представляет собой замену товарами и услугами, которые заказываются правительством, товаров и услуг, которые были бы заказаны частным бизнесом» [68, 236]. Поэтому эффективность бюджетной политики полностью определяется ее последствиями для денежной сферы, а именно: воздействием на объем денежной массы и скорость ее обращения.
Неточность такого подхода очевидна. Он предполагает, что за счет бюджетного дефицита правительство приобретает товары и услуги, традиционно производимые в экономике, и не вкладывает средства в развитие передовых производств. Но правительство может обеспечивать финансирование таких направлений НТП, которые слишком рискованны для частного бизнеса. В этом случае эффекта вытеснения частных инвестиций, на который указывает К. Варбюртон, наблюдаться не будет. Промышленная политика приобретает «собственную эффективность».
Тезис об особой роли денежной политики К. Варбюртон подкрепляет анализом источников средств, привлекаемых для финансирования бюджетного дефицита. По его мнению, на увеличение уровня производства и занятости определяющее влияние оказывают не средства, привлекаемые за счет налогов и правительственных заимствований у небанковского сектора, а деньги, вновь создаваемые банковской системой. Нехватка денежной массы вследствие недостаточности банковских резервов способна вызвать кризисные явления.
Основные выводы К. Варбюртона сводятся к следующему.
1) Рост популярности теории дефицитного финансирования в середине 20-х годов связан с проведением неадекватной денежной политики и нарушениями в обеспечении нормального денежного предложения.
2) Рост национального дохода не достигается увеличением государственных расходов.
3) Политика, обеспечивающая рост денежной массы в соответствии с возрастающими потребностями в деньгах, является главным условием достижения высокого уровня национального дохода и занятости.
Денежная теория К. Варбюртона, как и доктрина Дж. Энджелла, возникла в качестве противоположности концепции Дж. Кейнса. Основной недостаток кейнсианской доктрины К. Варбюртон видел в отсутствии анализа тех причин, которые определяют изменения денежной массы. По его мнению «Общая теория...» увела общественную Дискуссию в сторону от анализа ситуации, породившей Великую депрессию 30-х годов.
- 01. Признаки финансов и их содержание
- 02. Понятие финансов и их функции
- 03. Взаимодействие финансов и других экономических категорий
- 04. Государство и финансы: взаимосвязь и взаимообусловленность
- 05. Методы управления финансами: сущность, понятие
- 06. Особенности финансов развивающихся стран (по отдельным отраслям)
- 07. Понятие финансовой системы государства, её базовые типы
- 08. Роль финансов в процессе общественного воспроизводства
- 09. Составные звенья финансовой системы
- 10. Финансовая политика государства и её характеристика
- 11. Бюджетный федерализм в финансовой системе рф
- 12. Внебюджетные фонды. Источники их формирования
- 13. Военные расходы и их влияние на состояние государственных финансов
- 14. Государственный бюджет: понятие, функции
- 15. Источники формирования финансовых ресурсов государства
- 16. Межгосударственные фонды: виды и источники их формирования
- 17. Государственный займ и его роль в экономике
- 18. Казначейская система исполнения бюджета и его характеристика
- 19. Основные направления реформирования финансовых отношений в отраслях народного хозяйства
- 20. Особенности формирования местных бюджетов
- 21. Политика "дефицитного финансирования" и её экономические последствия
- 22. Понятия государственных займов. Их классификация
- 23. Проблемы управления государственным долгом на современном этапе
- 24. Процесс распределения финансовых ресурсов в экономике и его содержание
- 25. Расходы на социальное обеспечение
- 26. Роль казначейства в бюджетном процессе
- 27. Система государственных доходов рф
- 28. Проблемы регулирования внешнего долга
- 29. Проблемы регулирования внутреннего долга
- 30. Формирование и использование межбюджетных фондов (федеральный и региональный уровни)
- 31. Межбюджетные отношения в федеративном государстве
- 32. Классификация налогов и их функции
- 33. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
- 34. Налоговая система рф
- 35. Государственный кредит как звено финансовой системы
- 36. Пенсионный фонд и проблемы его реформирования
- 37. Роль бюджета субъекта рф в развитии региона
- 38. Методы формирования государственных доходов
- 39. Налогово-бюджетная политика государства
- 40. Кредитно-денежная политика государства