23. Проблемы управления государственным долгом на современном этапе
В соответствии с действующим законодательством, под государственным догом понимается задолженность центрального (федерального) правительства перед юридическими и физическими лицами.
Острота проблемы управления и обслуживания внешнего долга России была в последние годы снята благодаря благоприятной внешнеторговой конъюнктуре. В настоящее время важное значение имеет выработка эффективной стратегии управления государственным долгом, увязка ее с общей политикой стимулирования экономического роста.
Сумма внешнего долга России на 1 января 2007 года составила $309,7 млрд., что на 20,4 % больше показателя на 1 января 2006 года - $257,2 млрд. Такую информацию представил Банк России в соответствии со специальным стандартом Международного валютного фонда по распространению данных.
Задолженность государственных органов по итогам первого полугодия 2007 года уменьшилась на 8,7 % - до $40,8 млрд. А вот долги банков и компаний перед иностранными кредиторами растут повышенными темпами. В структуре корпоративного (частных займов) внешнего долга России доля банков за первую половину года выросла на 29,4 % - до $131 млрд. При этом во втором квартале банки привлекли из-за границы больше на $20,1 млрд., или на 18,1 %. В начале года их долги росли вдвое медленней - на $9,7 млрд.
По информации Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, средняя процентная ставка российских банков по кредитам, которые они предлагают компаниям в рублях на срок свыше года, составляет 15,1 % годовых. Высокое значение ставки российских банков объясняется прежде всего инфляцией, которая держится на уровне 8,4-9%.
Если долг государства перед иностранными кредиторами из года в год уменьшается, то частные займы растут быстрыми темпами. Хотя по международным нормам государство не несет прямой ответственности за долги бизнеса, но в случае кризиса, если речь идет о госкомпаниях, их придется брать на себя. По подсчетам Центробанка, за первое полугодие 2007 года рост общего внешнего долга России существенно ускорился. В прошлом году по объему корпоративного долга Россия заняла второе место среди развивающихся стран мира - после Южной Кореи, и четвертое - по объему банковских долгов. В первом квартале 2007 года долг корпораций и банков вырос на $34,4 млрд.
Однако пока подобное увеличение кредитной задолженности вполне адекватно масштабам расширения экономики, считают эксперты. Так как зарубежные кредиты привлекаются в валюте, то в случае девальвации рубля компании и банки, привлекающие иностранные кредиты, могут столкнуться с большими проблемами. В первую очередь это касается госкомпаний, иностранные долги которых особенно велики. Например, зарубежный долг «Роснефти» уже вырос до $35 млрд. Единственное, что им останется в случае обесценивания рубля и, соответственно, удорожания обслуживания зарубежного долга, - только надеяться на помощь государства.
Не отказываясь от заимствований, правительство планирует занимать деньги не у международных кредиторов, а у собственных предпринимателей. Если сейчас внутренний долг не превышает 40 % от общего объема долга, то в 2009 году он увеличится до 57,4%.
Одновременно с этим Россия собирается принять активное участие в списании долгов беднейшим странам мира. Решение о «прощении» 38 странам долга на $55 млрд. было одобрено на саммите "большой восьмерки" в 2005 году. На долю России приходится $ 11,6 млрд.
Списание не ограничится государствами Африки и Азии. Страны СНГ задолжали России свыше трех миллиардов долларов. Их «большая восьмерка» тоже предлагает аннулировать, поскольку эти государства также относятся к беднейшим.
Предполагается, что высвобождаемые средства будут направлены на развитие здравоохранения, образования, различные социальные программы. Кроме того, при реализации подобных программ будут востребованы российские специалисты, научный потенциал, укрепятся торгово-экономические связи и облегчится вхождение в эти страны российского бизнеса. Так, урегулирование в двустороннем порядке задолженности Анголы помогло вхождению российских компаний в алмазный бизнес на территории этого государства.
Что же касается финансового аспекта, то для России списание долга не приведет к существенным потерям: выплата задолженности этих государств была реструктурирована и растянута до 2029 - 2035 годов. В будущем Россия может предложить списание долга еще 12 беднейшим странам на общую сумму $ 350 млрд.
К 2009 году Россия увеличит свой долг до 1,6 триллиона рублей в основном за счет внутренних заимствований. Внутренние заимствования не так политизированы, как внешние, но для граждан страны - более чувствительны, так как в эту сумму входят и замороженные вклады Сбербанка в 1992 году, огромные проценты по гособлигациям, «сгоревшие» после кризиса 1998 года.
Но помимо списания долгов Россия как член «большой восьмерки» решила принять участие в финансировании программ, инициированных МВФ, в оказании помощи беднейшим странам. На эти цели до 2010 года будет направлен добровольный взнос в размере 30 миллионов специальных прав заимствования, что эквивалентно сумме порядка $43,5 млрд. Фактически речь идет об инвестициях, обучении студентов, медицинской помощи.
Россия не перестанет привлекать иностранные кредиты. Никто не намерен отказываться, к примеру, от кредитов Всемирного банка, потому что они интересны не столько деньгами, сколько технологиями и привлекаемыми к работе специалистами. Тем более что внешний долг все-таки будет снижаться. Ощутимое снижение произойдет за счет второго досрочного погашения долгов Парижскому клубу кредиторов на $12 млрд. (тогда долг СССР уменьшится до $9-$10 млрд.).
Внешний долг - более дорогой по сравнению с внутренним. Избавиться от него досрочно - значит сэкономить деньги. Но при одном условии: если внешний госдолг действительно не будет расти. Именно в этом заключается главная проблема. Если считать госдолгом не только заимствования Минфина, но и кредиты госкомпаний, то тогда госдолг будет увеличиваться, заявляют многие экономисты. Получится, что, погашая $12 млрд. Парижскому клубу, Россия должна записать в свои активы как минимум $6 млрд., которые «Роснефть» заняла на внешнем рынке для покупки «Юганскнефтегаза», и $13 млрд. «Газпрома», купившего «Сибнефть». В Минфине предложили ввести запрет на выход госкомпаний на внешний рынок заимствований. Но это не выход, потому что госкомпаниям нужны большие и длительные кредиты - к примеру, $10 млрд. на 10 лет. Ни
один российский банк не в состоянии дать таких денег. Так что компании продолжат занимать деньги у иностранных кредиторов.
- 01. Признаки финансов и их содержание
- 02. Понятие финансов и их функции
- 03. Взаимодействие финансов и других экономических категорий
- 04. Государство и финансы: взаимосвязь и взаимообусловленность
- 05. Методы управления финансами: сущность, понятие
- 06. Особенности финансов развивающихся стран (по отдельным отраслям)
- 07. Понятие финансовой системы государства, её базовые типы
- 08. Роль финансов в процессе общественного воспроизводства
- 09. Составные звенья финансовой системы
- 10. Финансовая политика государства и её характеристика
- 11. Бюджетный федерализм в финансовой системе рф
- 12. Внебюджетные фонды. Источники их формирования
- 13. Военные расходы и их влияние на состояние государственных финансов
- 14. Государственный бюджет: понятие, функции
- 15. Источники формирования финансовых ресурсов государства
- 16. Межгосударственные фонды: виды и источники их формирования
- 17. Государственный займ и его роль в экономике
- 18. Казначейская система исполнения бюджета и его характеристика
- 19. Основные направления реформирования финансовых отношений в отраслях народного хозяйства
- 20. Особенности формирования местных бюджетов
- 21. Политика "дефицитного финансирования" и её экономические последствия
- 22. Понятия государственных займов. Их классификация
- 23. Проблемы управления государственным долгом на современном этапе
- 24. Процесс распределения финансовых ресурсов в экономике и его содержание
- 25. Расходы на социальное обеспечение
- 26. Роль казначейства в бюджетном процессе
- 27. Система государственных доходов рф
- 28. Проблемы регулирования внешнего долга
- 29. Проблемы регулирования внутреннего долга
- 30. Формирование и использование межбюджетных фондов (федеральный и региональный уровни)
- 31. Межбюджетные отношения в федеративном государстве
- 32. Классификация налогов и их функции
- 33. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
- 34. Налоговая система рф
- 35. Государственный кредит как звено финансовой системы
- 36. Пенсионный фонд и проблемы его реформирования
- 37. Роль бюджета субъекта рф в развитии региона
- 38. Методы формирования государственных доходов
- 39. Налогово-бюджетная политика государства
- 40. Кредитно-денежная политика государства