22. Понятия государственных займов. Их классификация
Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), государственные краткосрочные обязательства (ГКО), государственные казначейские обязательства (КО отменены с 1997 года), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам.
По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
краткосрочный характер (до 1 года);
среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
По субъекту эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
По признаку субъектов -держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
реализуемые только среди населения;
реализуемые только среди юридических лиц;
реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
• процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат;
выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные;
• беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
Займы делятся по методам размещения на:
добровольные;
размещаемые по подписке;
принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг.
____________________
Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Государственные займы - это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений:
· займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы);
· займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это предусмотрено законом
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:
рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;
нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);
беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств:
· краткосрочные (до года) (векселя); Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций на основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92.
· среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);
· долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет). На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге:
проценты (плавающие либо фиксированные);
купонный доход (постоянный или переменный);
доход в виде дисконта от номинальной стоимости;
доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:
· обязательства с правом долгосрочного погашения;
· без права долгосрочного погашения.
9). В зависимости от метода определения дохода:
· долговые обязательства с твердым доходом:
· с плавающим доходом.
10). В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
· погашение единовременным платежом;
· частями:
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
11). По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен заём от 19 февраля 1992 года, который назывался «О государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года»;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
14) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.
- 01. Признаки финансов и их содержание
- 02. Понятие финансов и их функции
- 03. Взаимодействие финансов и других экономических категорий
- 04. Государство и финансы: взаимосвязь и взаимообусловленность
- 05. Методы управления финансами: сущность, понятие
- 06. Особенности финансов развивающихся стран (по отдельным отраслям)
- 07. Понятие финансовой системы государства, её базовые типы
- 08. Роль финансов в процессе общественного воспроизводства
- 09. Составные звенья финансовой системы
- 10. Финансовая политика государства и её характеристика
- 11. Бюджетный федерализм в финансовой системе рф
- 12. Внебюджетные фонды. Источники их формирования
- 13. Военные расходы и их влияние на состояние государственных финансов
- 14. Государственный бюджет: понятие, функции
- 15. Источники формирования финансовых ресурсов государства
- 16. Межгосударственные фонды: виды и источники их формирования
- 17. Государственный займ и его роль в экономике
- 18. Казначейская система исполнения бюджета и его характеристика
- 19. Основные направления реформирования финансовых отношений в отраслях народного хозяйства
- 20. Особенности формирования местных бюджетов
- 21. Политика "дефицитного финансирования" и её экономические последствия
- 22. Понятия государственных займов. Их классификация
- 23. Проблемы управления государственным долгом на современном этапе
- 24. Процесс распределения финансовых ресурсов в экономике и его содержание
- 25. Расходы на социальное обеспечение
- 26. Роль казначейства в бюджетном процессе
- 27. Система государственных доходов рф
- 28. Проблемы регулирования внешнего долга
- 29. Проблемы регулирования внутреннего долга
- 30. Формирование и использование межбюджетных фондов (федеральный и региональный уровни)
- 31. Межбюджетные отношения в федеративном государстве
- 32. Классификация налогов и их функции
- 33. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
- 34. Налоговая система рф
- 35. Государственный кредит как звено финансовой системы
- 36. Пенсионный фонд и проблемы его реформирования
- 37. Роль бюджета субъекта рф в развитии региона
- 38. Методы формирования государственных доходов
- 39. Налогово-бюджетная политика государства
- 40. Кредитно-денежная политика государства