Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:
1. Монетарные факторы:
неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;
финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).
2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.
3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.
Измерение инфляции.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.
Например, в индексе цен на потребительские товары 1982- 1984 гг. используются в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. В 1988 г. индекс цен был приблизительно равен 118. Это значит, что в 1988 г. цены были на 18% выше, чем в 1982-1984 гг., или, проще говоря, данный набор товаров, который в 1982-1984 гг. стоил 100, в 1988 г. стоил 118. Темп инфляции для данного года можно вычислить слудующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года (1987) из индекса этого года (1988), разделить эту разницу на индекс прошедшего года (1987), а затем умножить на 100. Например, в 1987 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1988 г. 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1988 г. вычисляется следующим образом:
Темп инф. = ((118,3-113,6)/118,3)*100=4,1% (1.1)
Так называемое “правило величины 70“ дает возможность количественно изменять инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитывать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Кол.лет(удв) = 70/Темп инф. (%) (1.2)
Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 года. При 8%-ной инфляции уровень удвоится приблизительно через девять лет. Следует отметить, что “правило величины 70“ обычно применяется тогда, когда, например, надо установить сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.
26. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ {13}.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытиядефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних[источник не указан 351 день].
Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[2]:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.
Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.
Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.
- 222. Модель кругооборота продуктов и доходов
- Совокупное предложение и его факторы
- 7. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- 10. Модель Фридмана. Часть 1
- 12. Условия совместного равновесия
- 14. Взаимодействие рынков благ и финансов при изменении экзогенных параметров
- 15. Равновесный объем производства в кейнсианской макроэкономической модели. Изменение равновесия и эффект мультипликатора
- Экономический рост и его типы
- Виды экономических циклов
- 2.1. Социальные последствия
- 2.2. Экономические последствия
- Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- 2.1. Последствия инфляции. Инфляция и доходы.
- 30. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне (кейнсианство и монетаризм)
- Сущность финансовой системы
- Виды налогов
- Прямые и косвенные
- Аккордные и подоходные
- Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные
- Основные функции налогов
- 36. Эволюция международной валютной системы
- .Проблемы налоговой системы рф1
- Структура платёжного баланса
- Структура денежной массы
- Структура мирового хозяйства
- Денежный мульпликатор
- Кейнсианский подход
- Неоклассический подход
- 50. Макроэкономическое равновесие
- Кейнсианский подход
- Неоклассический подход
- Основные элементы мвс
- 52. Валютная система рф
- Взаимосвязи между валютным и фондовым рынком
- Кейнсианская теория Экономическго роста
- 58. Классическая модель равновесия
- 60. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
- Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Принцип сравнительного преимущества
- Значение основных теорий