logo
экономика экзамен

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектовнаёмных работниковгосударстваи органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода (НД) среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Контрольная функция финансов

Финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансами развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на экономическое стимулирование, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Осуществляя функцию контроля над финансами, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства в области финансов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам между предприятиями и организациями.

Другие функции финансов

Помимо распределительной и контрольной функции, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не отражает их специфику. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса. Наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии распределения стоимости, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов развита в России слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

32. Макроэкономические модели позволяют определить тенденции изменения экономических параметров от влияния экзогенных факторов и используются для анализа экономических последствий принимаемых на макроуровне решений.  Рассмотренные модели АD-AS и модель Кейнса анализируют ситуацию на товарных рынках без учета денежного рынка, на котором ставка процента является эндогенной (внутренней) переменной и устанавливается относительно независимо от равновесия товарного рынка.  Товарный и денежный рынки связаны между собой. Совокупный спрос формируется под влиянием потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта. Эти факторы формируют рынок благ или «реальный» рынок экономики. Но совокупный спрос находится под воздействием денежных факторов. Они также формируют совокупный спрос и предложение. Без «денежной составляющей» невозможно понять закономерности функционирования рынка благ. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынка в единую систему, т. е. необходимо найти такое сочетание рыночной ставки процента и дохода, при котором одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынке. Модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.  В процессе производства одновременно создаются блага и доходы населения. Последние определяют размер потребительского спроса на рынке благ и спрос на деньги для сделок и по мотиву предосторожности. Образующаяся на денежном рынке ставка процента также является фактором, формирующим спрос на деньги для сделок, спрос на деньги как имущество, и определяет объем спроса на инвестиции.  Нарушение равновесия на рынке благ через спрос на деньги для сделок и по мотиву предосторожности передаются на денежный рынок, а изменения равновесия на денежном рынке через инвестиции воздействуют на рынок благ (рис. 10.1).  Экзогенное нарушение равновесия на рынке благ отражается на состоянии кредитных рынков, и наоборот. Прирост автономного спроса на рынке благ при заданном предложении денег порождает дефицит на денежном рынке из-за увеличения спроса на деньги для сделок. В результате увеличивается ставка процента, сокращаются инвестиции и совокупный спрос.  Экзогенные импульсы на рынках благ и денег не влияют на величину эффективного спроса при нахождении экономики в состоянии инвестиционной ловушки. Эффективный спрос — величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынках благ и денег.  Модель IS-LM впервые предложена Дж. Р. Хиксом, широкое распространение получила после выхода книги А. Хансена, поэтому ее иногда называют моделью Хикса—Хансена.

Рисунок 10.1 — Схема взаимодействия рынка благ и рынка денег Основные уравнения модели IS-LM: — основное макроэкономическое тождество; — функция потребления; — функция инвестиций; — функция чистого экспорта; — функция спроса на деньги.  Внешние переменные модели — государственные расходы G, предложение денег Ms, налоговая ставка t.  Эмпирические коэффициенты a, b, e, d, g, , n, k, h положительны и относительно стабильны.  Кривая IS — кривая равновесия на товарном рынке — геометрическое место точек, характеризующих все комбинации дохода Y и ставки процента R, одновременно удовлетворяющие тождество дохода, функции потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой инвестиции равны сбережениям I = S. 

33. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

4

Методы формирования гос. бюджета:

1.               Бюджетный – путем изъятия части денежных доходов предприятий и населения безвозмездно.

2.               Кредитный – поступление в виде внутренних и внешних займов и кредитов иностранных государств.

 Использование государственного бюджета

Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы направлены на:

- государственное и муниципальное управление

- национальную оборону

- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

- осуществление международной деятельности

- поддержку отраслей сферы материального производства

- фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу

- содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения

- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов

- обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов, предназначенные для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование и т. п..

Капитальные расходы бюджетов предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой. Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления.

Действующее бюджетное законодательство устанавливает, что в расходной части бюджетов отражаются не только расходные операции, но также и приходные. Бюджетные кредиты, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения отражаются в составе расходов бюджетов, но только со знаком "минус".

34. Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлахценных бумагах

Факторы, определяющие валютный курс §                   Денежная масса: Изменения валютных курсов являются результа­том изменения соотношения между национальными денежными едини­цами.  Совершенно очевидно, что относительное состояние денежных масс государств влияет на валютные курсы. На международной арене, как и на национальном рынке, стоимость валюты тем меньше, чем боль­ше ее находится в обращении. Известные в истории случаи гиперинф­ляции подтверждают это основное положение. Многотриллионное уве­личение предложения денег в Германии в 1922 - 1923 гг. было главной причиной многократного увеличения стоимости иностранных валют и цен внутри страны в то время. Инфляция денежного предложе­ния в нашей стране также объясняет, почему наша валюта претерпела сильное обесценение. §                   Национальный доход: Национальный доход является важным фактором, который имеет большое воздействие на валютный курс. Так, увеличение предложения продуктов повышает курс валюты, а увеличение внутреннего спроса понижает ее курс. В долгосрочном периоде более высокий национальный доход означает и более высокую стоимость валюты страны.  Рост ВНП означает общее хорошее состояние экономики, увеличение про­мышленного производства, приток зарубежных инвестиций в эко­номику, рост экспорта. Увеличение зарубежных инвестиций и эк­спорта приводит к увеличению спроса на национальную валюту со стороны иностранцев, что выражается в росте курса. Спрос на наличные деньги в результате различных сделок зависит от годового объема такого рода сделок и тесно связан с уровнем произ­веденного продукта - ВНП

§                   Паритет покупательской способности: Паритет покупательной способности - соотношение между двумя (несколькими) валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг, т.е. он показывает, чему равна покупательная сила денежной единицы одной стра­ны, выраженной в денежных единицах других государств.  Экономисты давно пришли к выводу, что товары-субституты в международной торговле должны иметь во всех странах одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Это должно проявляться на длительном отрезке времени, достаточном для приведения в равновесие экономики после серьезных потрясений. 

 Деньги и паритет покупательской способности:

Объединение уравнения паритета покупательной способности и уравнений количественной теории денег в разбивке «страна и осталь­ной мир» дает прогноз валютных курсов, основанный на соотношении денежной массы и ВНП: Валютный курс между какой-нибудь «иностранной» валютой (на­пример, английский фунт стерлингов) и другими валютами (здесь представленными долларом - местной валютой) может быть выражен через M, k и y. Соотношение цен Р/Pf может быть «отложено в сторону» как переменная, определяемая в долгосрочном плане через М, k и у.

§                   Реальный доход: То, что заставляет изме­няться национальный доход, имеет большое воздействие и на валютный, курс. Таким образом, многое зависит от того, что вызывает изменение в национальном доходе: увеличение способности предложения продуктов (курс валюты возрастет) или увеличение внутреннего спроса (курс валюты упадет). Так как сдвиги в совокупном спросе больше проявляют свое влия­ние в краткосрочном плане, а в предложении - в долгосрочном, коли­чественная теория отражают прежде всего долгосрочные ре­зультаты, т.е. тот случай,  когда более высокий национальный доход означает и более высокую стоимость валюты страны. 

§                   Процентные ставки: Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. В принципе повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов  с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки ниже. Влияние процентных ставок, так же как и влияние реального национального дохода на валютный курс, определяется теми силами, которые воздействуют на сами процентные ставки. 

§                   Ожидаемые изменения: Кроме средства обращения, деньги играют роль средства сбережения. Такая функция денег по-своему проявляется в мире ва­лютных курсов и торговли валютой. Даже неденежные активы, которые служат средством сбережения, должны быть первоначально куплены на какие-нибудь национальные деньги. То же относится и к финансо­вым активам. Например, для покупки английских облигаций или акций необходимы английские фунты стерлингов в форме депозитов до вос­требования или наличных денег. Владельцу английских ценных бумаг впоследствии за них должны будут заплатить в фунтах стерлингов, а не долларами или другими валютами. Обладание обычными финансо­выми активами в некоторой стране ставит их владельца в зависимость от будущего курса ее валюты.

§                   Торговый баланс: Валютные рынки чувствительны к официальным сообщениям о двух измерителях платежного баланса. Один измеритель - торговый баланс, нетто-соотношение экспорта и импорта страны. Состояние торгового баланса в большой степени характери­зует экономическое положение данной страны. Оно служит одним из важных показателей зависимости ее экономики от внешних рынков, от конъюнктуры, международной конкуренции.

35. Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

НАЛОГИ

обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно одохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются. Налоги взимаются преимущественно в денежной форме, но известны и натуральные налоги.