Лекция 2. Финансовая система общества. Структура финансовой системы
Формирование и сущность финансовой системы общества. Структура финансовой системы.
Субъекты, объект и отношения финансов, как и связи между ними могут принимать множество разнообразных форм. Взаимосвязи между субъектами по поводу движения и изменения денежных (стоимостных) ресурсов образуют сложную систему. Схематично основные признаки финансовой системы можно представить следующим образом:
Рис. 1. Основная классификация финансовой системы
Главный признак структуры финансов – субъектный. Соответственно им образуются следующие основные звенья финансов:
физических лиц (граждан)
организаций страны
государства
международных организаций
межгосударственные
неформальных объединений.
Финансы граждан выступают объективным явлением любого общества с рыночной экономикой. Несмотря на это если финансы организаций и государства изучаются уже сотни лет, то финансы граждан не нашли еще должного отражения в экономической литературе. Основной причиной такого неприятия финансов граждан заключается в личной тайне частной финансовой деятельности людей. Особенно первоначальный момент накопления. Чем больше денег – тем больше тайна!
Совокупность финансовых сфер, выражающих взаимосвязи между субъектами по поводу изменения денежного объекта, образуют финансовую систему общества.
Значимость отдельных сфер финансов определяется сообразно иерархии экономических субъектов общества. Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений. Эти звенья зависят от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов.
Рассмотрим основные структурные элементы (звенья) финансовой системы.
Исходным, центральным и конечным звеном субъектной финансовой системы являются финансы граждан. Их назначение – финансирование жизнедеятельности человека.
Объектом финансов граждан служат денежные ресурсы и их функционирование осуществляется через индивидуальные бюджеты, внебюджетные фонды, страховые, кредитные и другие финансовые инструменты.
Финансы граждан имеют планомерный характер, т.к. функционируют в рамках индивидуальной собственности. Менее планомерный характер имеют отношения с государственными организациями, прогнозный – с юридическими и физическими лицами, стихийный – с другими гражданами. В количественном аспекте ФГ подразделяются на минимальные, средние и крупные.
Финансы организаций – формируют условия для производства новых ценностей, создают новую стоимость, образуют доходы участников производства. Их назначение – пополнение денежных ресурсов граждан.
Институциональные (государственные и муниципальные) финансы – являются производными от финансов граждан и организаций. Их назначение – финансирование общественных функций. Под этим следует понимать финансирование механизма реализации совокупных потребностей граждан, и распределение и перераспределение большей части ВВП между физическими лицами. Или проще – формирование и использование общественного или государственного бюджета. Институциональная структура финансовой системы представлена на рис. 2.
Основными звеньями институциональных финансов являются:
Бюджеты разных уровней
Внебюджетные фонды
Кредит
Страховые фонды
Финансы бюджетных организаций и организаций соответствующих форм собственности
Главную роль в государственных финансах играет государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства.
Внебюджетные фонды – это денежные средства, связанные с финансированием расходов не включаемых в бюджет. Организационно они отделены от бюджетов и предназначены для финансирования различных социально-экономических услуг населению, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных (отсталых) отраслей экономики.
Кредит – форма денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами и т.п. по поводу формирования и использования ссудного капитала.
Фонды страхования – обеспечивают социальную защиту, возмещение убытков, их предупреждение и т.п.
Финансы бюджетных организаций и организаций соответствующих форм собственности - это в основном бюджетные организации. Обеспечение практической реализации государственных услуг и функционирования государственной инфраструктуры.
На основе этих звеньев строятся международные финансы. Их назначение – обеспечение механизма международного перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами мирового хозяйства.
По форме финансы подразделяются на формальные и неформальные, по степени планомерности – плановые, прогнозные (индикативные), хаотичные.
Рис.2 Институциональная структура финансовой системы России
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений.
Состав финансовой системы России представлен на рис. 3.
Рис. 3. Состав финансовой системы РФ
- Финансовая политика государства (36 лекционных часов) лекция 1.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов.
- 2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.
- 4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.
- Лекция 2. Финансовая система общества. Структура финансовой системы
- Лекция 3.
- Тема 3. Финансовая политика. Содержание, структура, механизм финансовой политики. Особенности современной финансовой политики
- Лекция 4.
- Тема 4. Роль бюджетной политики в государстве. Цели, основные направления и задачи бюджетной политики.
- Лекция 5.
- Тема 5. Бюджет как экономическая и правовая категория. Общественные функции бюджета. Необходимые свойства бюджета.
- Лекция 6.
- Тема 6. Основы бюджетного устройства. Принципы построения бюджетной системы страны. Поступления и расходы бюджета
- Лекция 7.
- Тема 7. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
- Лекция 8.
- Тема 8. Бюджетный процесс и его основные этапы
- Лекция 9 Основные направления бюджетной реформы рф на современном этапе
- Лекция 10 Повышение эффективности государственных расходов. Переход к системе бюджетирования ориентированного на результат
- I. Субъект бюджетного планирования: Министерство финансов Российской Федерации
- Лекция 11 и 12 (4 часа)
- 1. Методология регулирования ценообразованием
- 1.1. Макроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.3. Микроэкономическое регулирование цен (методы прямого административного контроля)
- Регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий
- Регулирование цен в рф на продовольственные товары
- Лекция 13 Денежно-кредитная политика государства. Основные инструменты денежно-кредитной политики. Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Кредитная система и денежно-кредитная политика государства.
- Основные инструменты денежно-кредитной политики.
- 1. Политика обязательных резервов.
- 2. Рефинансирование коммерческих банков.
- 3. Операции на открытом рынке.
- 4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
- 3.Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Лекция 14 Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики.
- Лекция 15 Инвестиционная политика регионов
- Лекция 16
- 1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
- 1. Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности
- 2.2.Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- 1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Лекция 17 Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- Лекция 18
- Таможенные пошлины и цели таможенной политики
- Проблемы таможенной политики России и основные задачи на современном этапе.