1. Социально-экономическая сущность финансов.
В современном обществе термин «финансы» используется достаточно широко и довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.
Однако, относительно происхождения термина «финансы» как экономической категории, существуют различные мнения.
Средневековой латинский термин «finatio» употреблялся в 13-14 вв. в значении «обязательная уплата денег», «денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» - «денежная пеня, пошлина за привилегию». Во Франции в 16 в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы».
В историческом аспекте все теоретики едины лишь во мнении, что понятие «финансы» связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений:
Финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом
Первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями с одной стороны, и государством, с другой по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.
Возникнув в 18 в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег.
На рубеже 20-21 вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов.
Таким образом, можно констатировать, что:
Становление финансов непосредственно связано с формированием и развитием государства
Финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег
Особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынка денег, на которых человеком разрабатывается и внедряются особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из реального мира в Интернет.
В конечном счете финансы приобрели достаточно отличительных черт, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.
Финансы как экономическая категория – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Такие отношения могут возникнуть:
По поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них
Для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество
В процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).
Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов – хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром – государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Эти взаимосвязи могут быть денежными, когда деньги опосредствуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения.
Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате таких сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.
Таким образом:
Финансы как субъективный стоимостной инструмент – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.
При этом, если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.
Иными словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им (субъектом) его функций, в которых общество нуждается, это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.
Таким образом, сущность финансов достаточно многоаспектная, что выражается и в многогранности функций.
- Финансовая политика государства (36 лекционных часов) лекция 1.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов.
- 2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.
- 4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.
- Лекция 2. Финансовая система общества. Структура финансовой системы
- Лекция 3.
- Тема 3. Финансовая политика. Содержание, структура, механизм финансовой политики. Особенности современной финансовой политики
- Лекция 4.
- Тема 4. Роль бюджетной политики в государстве. Цели, основные направления и задачи бюджетной политики.
- Лекция 5.
- Тема 5. Бюджет как экономическая и правовая категория. Общественные функции бюджета. Необходимые свойства бюджета.
- Лекция 6.
- Тема 6. Основы бюджетного устройства. Принципы построения бюджетной системы страны. Поступления и расходы бюджета
- Лекция 7.
- Тема 7. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
- Лекция 8.
- Тема 8. Бюджетный процесс и его основные этапы
- Лекция 9 Основные направления бюджетной реформы рф на современном этапе
- Лекция 10 Повышение эффективности государственных расходов. Переход к системе бюджетирования ориентированного на результат
- I. Субъект бюджетного планирования: Министерство финансов Российской Федерации
- Лекция 11 и 12 (4 часа)
- 1. Методология регулирования ценообразованием
- 1.1. Макроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.3. Микроэкономическое регулирование цен (методы прямого административного контроля)
- Регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий
- Регулирование цен в рф на продовольственные товары
- Лекция 13 Денежно-кредитная политика государства. Основные инструменты денежно-кредитной политики. Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Кредитная система и денежно-кредитная политика государства.
- Основные инструменты денежно-кредитной политики.
- 1. Политика обязательных резервов.
- 2. Рефинансирование коммерческих банков.
- 3. Операции на открытом рынке.
- 4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
- 3.Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Лекция 14 Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики.
- Лекция 15 Инвестиционная политика регионов
- Лекция 16
- 1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
- 1. Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности
- 2.2.Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- 1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Лекция 17 Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- Лекция 18
- Таможенные пошлины и цели таможенной политики
- Проблемы таможенной политики России и основные задачи на современном этапе.