logo
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (Лекции)

1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными средствами, в том числе посредством нетарифного регулирования. Для регулирования экспорта и импорта отдельных товаров применяются такие меры, как количественные ограничения (квоты), разрешительный порядок ввоза и вывоза (лицензирование), ограничение числа предприятий, имеющих право заключать сделки на внешнем рынке (регистрация спецэкспортеров). Предусмотрена также возможность введения государственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этом случае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортные операции исключительно государственным предприятиям.

Остановимся сначала на регулировании ВЭД в целях поддержания рыночного равновесия. Раскрывая механизм действия названных инструментов нетарифного регулирования, нужно определить: что понимается под понятием квотирование и лицензирование? Внешнеторговая квота - это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее. Лицензирование предполагает практику, предписывающую получать в качестве предварительного условия для импорта и экспорта разрешение, которое не предоставляется свободно или автоматически.

Квотирование и лицензирование внешней торговли может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование и лицензирование являются методами количественных ограничений экспорта и импорта, которые могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

Однако импортная, квота может быть полезна лишь при наличии свободной конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизирующее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены в условиях искусственно созданного дефицита на данную продукцию. Это одна из причин, по которым квотирование импорта сегодня в России применяется мало.

Внести конкуренцию в распространение квот позволяют конкурсы и аукционы.

В заключение имеет смысл отметить такой метод нетарифного регулирования ВЭД как сертификация товаров. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом закон запрещает ввоз товаров, не соответствующих стандартам и требованиям, не имеющим сертификата, маркировки или знака соответствия, если они запрещены к использованию как опасные потребительские товары.

2.Таможенно-тарифные методы регулирования экспортных операций

Классическим инструментом государственного регулирования ВЭД является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины. В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары. Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. В результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

Наряду с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной). Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих методик нашли свое отражение в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации. Цель экспортной пошлины - обеспечить или увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителей.

Взаимоотношения России с ВТО как необходимый элемент регулирования современной международной торговли

Выход России на мировые рынки неизбежно должен привести к реструктуризации экономики многих государств, и они, естественно, всеми силами защищаются, не отвечая взаимностью на соответствующую открытость нашего рынка. Заметим, что успешность и быстрота радикальной перестройки экономики ФРГ, Японии, Тайваня, Республики Кореи, Гонконга, Сингапура и ряда стран Латинской Америки во многом была обусловлена покровительственной политикой государства в отношении национального капитала. По оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" ныне около половины объема всей мировой торговли. В части продукции машиностроения, такие регуляторы применяются в отношении потребительской электроники, станков, легковых автомобилей, космических услуг и т.п. Отнюдь не всегда быстрая либерализация торгово-политического режима соответствует потребностям экономики той или иной страны, особенно находящейся в процессе коренной перестройки как Россия. Тем не менее, присоединение России к ВТО будет способствовать созданию условий предсказуемости доступа на внешние рынки, устранению торговой дискриминации и применению общепринятой правовой базы для защиты интересов российских экспортеров за рубежом. Речь идет прежде всего о товарах, которые подвергаются в настоящее время обвинению в демпинге вследствие отличающегося от общепринятого в рамках ВТО подхода к России при антидемпинговых расследованиях. В этом плане Россия запоздала в их разработке и применении для защиты своего рынка. Хотя все процедуры, разрешаемые Всемирной торговой организацией -антидемпинговые, компенсационные пошлины и другие подобные меры носят ответный характер. Запад до сих пор не признает Россию страной с рыночной экономикой. В результате какое-либо нарушение со стороны любой российской фирмы на европейском или американском рынках влечет за собой санкции против всех отечественных компаний. Разрешить все эти проблемы Россия может только вступив в ВТО и усовершенствовав свой механизм государственного регулирования ВЭД на принципах этой авторитетной международной организации. Основанием для создания Всемирной Торговой организации явилось стремление стран - членов ВТО развивать международную торговлю и свой экономический потенциал путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеторговой деятельности. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм: недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, то есть равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; использованием преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; прогрессивным снижением таможенных тарифов в ходе периодически проводимых многосторонних переговоров и их юридически оформляемым "закреплением" на согласительном уровне; взаимностью в предоставлении торгово-политических уступок; разрешением торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон системы ВТО. Принципы мировой торговли в рамках ВТО позволяют достигнуть того, что средние тарифы на импортируемые промышленные товары сократятся в развитых странах с 6.3% до 3.9%. Взаимной "увязке" подвергнется 83% импортных тарифов на промышленные товары и 100% на сельскохозяйственные. Ежегодный доход среднестатистического жителя развитых стран в результате либерализации мировой торговли к 2000 году возрастет на 40 центов, в развивающихся странах - на 5 центов, но у каждого африканца сократится на 1 цент. Первоначально членами ВТО являлись 76 государств, еще 50 стран находятся на различных стадиях осуществления внутренних ратификационных процедур вступления. На сегодняшний день общее число стран-членов ВТО составляет 128. Основными функциями ВТО являются:

  1. Осуществление контроля за внедрением и соблюдением многосторонних общих и секторальных торговых соглашений, которые в своей основе образуют правовую среду деятельности ВТО. Основной набор соглашений содержит около 30 отдельных правовых актов, регламентирующих внешнеэкономические операции, а также такие вопросы, как порядок определения страны происхождения товара, процедура проведения государственных закупок и другие. К данному списку прилагается более 25 дополнительных деклараций, решений и договоренностей, которые устанавливают специфические обязательства и условия для стран-членов ВТО;

  2. Обеспечение нахождения путей решения торговых споров, возникающих между странами-членами организации;

  3. Подготовка детальных обзоров национальной торговой политики государств-членов организации;

  4. Сотрудничество с другими международными организациями, вовлеченными в разработку экономической политики.

Высшим руководящим органом ВТО является конференция на уровне министров стран-членов, проводимая не реже 1 раза в 2 года и правомочная решать все вопросы в области многостороннего регулирования внешнеторговой сферы. Повседневное руководство работой ВТО осуществляется Генеральным Советом, Органом по регулированию споров и Органом по обзору торговой политики, в компетенции которого находятся соответствующие сферы деятельности организации. Генеральный Совет включает в себя Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, компетенция и сферы деятельности которых определены документами Уругвайского раунда многосторонних переговоров. В частности, Совет по торговле товарами несет ответственность за реализацией всех соглашений по торговле товарами стран-членов ВТО. В структуру ВТО также входят, помимо указанных органов, комитет по торговле и развитию, комитет по платежным балансам и комитет по бюджетно-финансовым и административным вопросам, которые подотчетны Генеральному Совету ВТО. В свою очередь Комитет по торговле и развитию занимается вопросами развивающихся стран, а также наименее развитых стран, в сфере внешней торговли; Комитет по платежным балансам организует консультации стран-членов ВТО с теми государствами, которые ввели ограничения на импорт товаров с целью сбалансировки своего платежного баланса. Комитет по бюджетно-финансовым и административным вопросам контролирует финансовое состояние ВТО и ее бюджет. В последнее время приобрело свою актуальность создание еще одного органа, входящего в состав Генерального Совета ВТО, а именно Комитета по торговле и окружающей среде, который был создан на Министерской Конференции стран-членов ВТО в Сингапуре. Секретариат ВТО выполняет техническое обеспечение управленческих структур во главе с генеральным секретарем Ренато Руджеро и 4 его заместителями, а именно: организация деятельности структурных элементов управленческого механизма ВТО, оказание технического содействия развивающимся и наименее развитым странам, осуществление анализа торговой политики стран-членов ВТО, содействие в разрешении возникающих споров в торговой сфере (буквальное и доктринальное толкование положений правил и процедур организации), проведение переговоров с государствами, желающими вступить в ВТО, и предоставление им необходимых консультационных услуг.

Годовой бюджет ВТО составляет около 83 миллионов долларов США (105 миллионов швейцарских франков), который формируется за счет взносов стран-членов ВТО, размер которых зависит от их доли в мировой торговле. Основными плательщиками в бюджет ВТО являются Европейский Союз, США, Япония, Канада и другие индустриальные государства. Процедура принятия решений странами-членами ВТО лежит в основе консенсуса (единогласия). В случае невозможности достижения единогласия, то Соглашением об учреждении ВТО предусмотрена возможность утверждения решений большинством голосов стран-членов, исходя из того, что каждая страна-член организации имеет только один голос. Уровень квалификационного большинства колеблется от 3/4 до 2/3 количества стран-членов в зависимости от статуса рассматриваемого вопроса. Заявки отдельных стран на утверждение вводимых ими защитных мер, предусматривающих временное отступление от действующих норм ВТО требуют поддержки 3/4 государств-членов ВТО.

Система урегулирования споров между странами-членами ВТО представлена специальным органом по урегулированию споров, обладающим монопольным правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляций по их решениям, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, а также применять принудительные меры в случае их не выполнения. Урегулирование споров осуществляется на основе определенных принципов, одним из которых является принцип вынесения предмета спора на рассмотрение Органа по урегулированию споров после проведения двусторонних консультаций, которые не привели к разрешению спора; также существует принцип обращения спорящих сторон к Генеральному Секретарю ВТО или специальному уполномоченному лицу организации с просьбой выступить в качестве посредника в разрешении спорного вопроса. При этом, если в течение 60 дней рассмотренные пути решения не привели к разрешению спора, то стороны имеют материальное право обратиться в Орган по урегулированию споров при помощи третейской группы, рассматривающей все аспекты спорного правоотношения в течение от 6 до 9 месяцев с последующей передачей подготовленных рекомендаций по разрешению спорного правоотношения в Орган по урегулированию споров. Орган по урегулированию споров рассматривает указанные рекомендации и принимает решение. При этом виновная сторона обязана выполнить все предписания третейской группы или Органа по урегулированию споров. Если же решение указанных органов будет не выполнено или проигнорировано, то потерпевшая сторона имеет право потребовать компенсации. Отказ от выплаты компенсации влечет за собой применение к виновной стороне репрессивных мер, выражаемых в увеличении ставок таможенного тарифа на товары, происходящие из государства-виновной стороны в споре. Разрешение споров в рамках ВТО может длиться от 9 до 12 месяцев.

Следует подчеркнуть, что процесс присоединения к ВТО носит односторонний характер в том смысле, что все запросы и требования (включая тарифные уступки) выдвигаются членами ВТО в отношении присоединяющейся страны; последняя же не правомочна вести переговоры по получению дополнительных уступок, кроме тех, которые уже зафиксированы в документах ВТО.

ВТО - это межправительственная организация. Обязательства, которые примет на себя Россия, должны выполняться правительством РФ. Для этого правительство должно располагать необходимой законодательной базой, приведенной в соответствие с нормами и правилами ВТО, и эффективным государственным механизмом регулирования ВЭД. Объективно требуется усиление регулирующих и контролирующих функций государств в области ВЭД. Льготы, которые Россия может получить от членства в ВТО, распространяются на промышленные товары, экспорт которых из России в настоящее время в своей основной массе затруднен из-за их неконкурентоспособности по техническим и качественным параметрам, и необходимо время и большие усилия по изменению этой ситуации.

Что касается товаров топливно-сырьевой группы, достигающей 70 % стоимости российского экспорта, то их вывоз в целом не сталкивается с какими-либо серьезными препятствиями на внешних рынках.

Для Российской Федерации вступление в ВТО диктуется необходимостью обеспечить продвижение своих экспортных товаров на внешние рынки, а также противодействовать антидемпинговым процедурам в отношении некоторых экспортируемых товаров.

Существуют и слабые стороны, которые необходимо учесть при вступлении России в ВТО. Что касается импорта, то наша страна, в случае приема в ВТО, будет ограничена в возможности применения национального таможенно-тарифного регулирования, что доказывается необходимостью приведения механизма импортного контроля, включая ставки таможенного тарифа в соответствии с критериями ВТО (5% средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа для государств, вступающих в ВТО), что может повлечь за собой падение национального производства машиностроительной, сельскохозяйственной продукции. Данное ограничение будет направлено и на торговлю услугами, в которых позиции отечественных предпринимателей слабее, чем в сфере материального производства; отсутствие методологии для доказательства наличия ущерба импортируемых в нашу страну товаров может привести к тому, что в отношении России будет предпринята попытка применения или использования более высоких критериев оценки ущерба при введении защитных мер в ходе импорта отечественных товаров на зарубежные рынки; преобладание экспорта над импортом во внешней торговле России повлечет за собой давление стран-членов ВТО сбалансировать взаимный товарооборот.