1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом. Кроме того, ВТП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. Существующий у государства обширный арсенал инструментов ВТП позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития отечественной экономики.
Центральное место во ВТП уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников ВЭД, с тем чтобы оно отвечало общенациональным интересам. Государство при осуществлении регулирования ВЭД не может исходить из индивидуальной или групповой позиции отдельных хозяйствующих субъектов. Задача государственного регулирования - это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД.
Главная задача государства в современных условиях - выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта, подготовить Закон "0 государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности:
1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается вся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций. Использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано установление таких инструментов в качестве временных; предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.
По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот - молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД;
2) изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
3) четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами. Действие системы внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации. В соответствии с Законом разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
4) внешнеторговая политика является составной частью внешней политики Российской Федерации. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней. Если, скажем, Россия присоединяется к международным санкциям в отношении какого-либо государства, это должно находить отражение и в прекращении внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не являлись. Поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики;
5) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Экспортный контроль находится в компетенции федеральных властей и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее экономических, политических и военных интересов. Перечни товаров, подлежащих экспортному контролю, утверждаются Президентом РФ;
6) на всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила.
В соответствии с Законом таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, политика в области сертификации товаров, установление стандартов и принципов безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и т.д. находится в компетенции федеральных властей, которые устанавливают единые правила и нормы на всей территории Российской Федерации. Отметим, что принцип единства таможенной территории зафиксирован также и в Таможенном кодексе РФ;
7) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер;
9) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части Гражданского кодекса: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Важным принципом регулирования внешнеторговой деятельности является зафиксированное в Законе содействие развитию этой деятельности и ее стимулирование. Это содействие осуществляется, в частности, путем разработки и реализации федеральных программ развития внешнеторговой деятельности.
Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает и представляет такую программу на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета.
В Федеральной программе содержится:
прогноз торгового баланса, как составная часть платежного баланса Российской Федерации;
оценка современного состояния и проблем торгово-экономических отношений России с другими государствами;
план внешних заимствований Российской Федерации с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов;
план экспортных кредитов, предоставленных с использованием средств федерального бюджета или под гарантии правительства РФ;
план обслуживания внешнего долга России;
план поступлений от обслуживания долгов других государств Российской Федерации;
перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и правил их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;
перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий период и др.
В настоящее время требования Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, содействии и стимулировании ее реализуется еще не в полной мере.
Первоочередными целями современной ВТП России являются:
обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль здесь играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;
формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).
Мировой опыт использования ВЭД для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВТП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭД СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта возможно положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и тем самым решение проблем погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.
Основные элементы системы государственного регулирования внешней торговли
- Финансовая политика государства (36 лекционных часов) лекция 1.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов.
- 2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.
- 4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.
- Лекция 2. Финансовая система общества. Структура финансовой системы
- Лекция 3.
- Тема 3. Финансовая политика. Содержание, структура, механизм финансовой политики. Особенности современной финансовой политики
- Лекция 4.
- Тема 4. Роль бюджетной политики в государстве. Цели, основные направления и задачи бюджетной политики.
- Лекция 5.
- Тема 5. Бюджет как экономическая и правовая категория. Общественные функции бюджета. Необходимые свойства бюджета.
- Лекция 6.
- Тема 6. Основы бюджетного устройства. Принципы построения бюджетной системы страны. Поступления и расходы бюджета
- Лекция 7.
- Тема 7. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
- Лекция 8.
- Тема 8. Бюджетный процесс и его основные этапы
- Лекция 9 Основные направления бюджетной реформы рф на современном этапе
- Лекция 10 Повышение эффективности государственных расходов. Переход к системе бюджетирования ориентированного на результат
- I. Субъект бюджетного планирования: Министерство финансов Российской Федерации
- Лекция 11 и 12 (4 часа)
- 1. Методология регулирования ценообразованием
- 1.1. Макроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.3. Микроэкономическое регулирование цен (методы прямого административного контроля)
- Регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий
- Регулирование цен в рф на продовольственные товары
- Лекция 13 Денежно-кредитная политика государства. Основные инструменты денежно-кредитной политики. Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Кредитная система и денежно-кредитная политика государства.
- Основные инструменты денежно-кредитной политики.
- 1. Политика обязательных резервов.
- 2. Рефинансирование коммерческих банков.
- 3. Операции на открытом рынке.
- 4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
- 3.Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Лекция 14 Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики.
- Лекция 15 Инвестиционная политика регионов
- Лекция 16
- 1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
- 1. Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности
- 2.2.Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- 1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Лекция 17 Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- Лекция 18
- Таможенные пошлины и цели таможенной политики
- Проблемы таможенной политики России и основные задачи на современном этапе.