1.2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы)
Формирование и поддержание конкурентного ценообразования и ограничение монополизации цен (конкурентные товары, группы товаров, сферы производства, потребления). Это:
- создание системы выявления и контроля (мониторинга) за монополистическим (олигополистическим) ценообразованием, регулирующего механизма функционирования конкурентного ценообразования, уровня «жесткости» конкуренции;
- контроль монопсонии и олигопсонии;
- создание новых конкурирующих предприятий и производств;
- ведение Государственного реестра РФ монополистов, осуществление контроля за их ценами;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- помощь первоначальному накоплению;
- осуществление земельной реформы, формирование рыночной цены земли и природных ресурсов, рентных платежей, отражение их в ценах продукции перерабатывающих производств;
- регулирование деятельности товарных и фондовых бирж, систематическое наблюдение за биржевыми ценами, хеджирование сделок и цен;
- регулирование степени внешнеэкономической открытости и защищенности российского хозяйства.
Формирование, содействие и защита договорно-контрактного ценообразования (нормативно-правовое и судебно-арбитражное регулирование ценообразования в актах купли-продажи). Это:
- формирование федеральной контрактной системы и переход к закупкам продукции (услуг) на государственные нужды по контрактным взаимовыгодным рыночным ценам;
- государственное посредничество при межотраслевых соглашениях, договорах об уровне цен;
- создание законодательства, регулирующего договорно-контрактные отношения, в т.ч. и ценообразования;
- перестройка системы арбитража и суда в соответствии с требованиями регулирования рынка и цен.
Использование государственного предпринимательства для воздействия на формирование цен с целью структурной перестройки экономики и воздействие на спрос и предложение (избирательное воздействие на рынок и цены отдельных товаров и
и групп товаров). Это:
- расширение товарного влияния на рынке;
- государственные (муниципальные) программы производства товаров, услуг;
- государственные (муниципальные) инвестиционные программы;
- государственный (муниципальный) коммерческий заказ на выпуск товаров, осуществление инвестиций по договорным ценам;
- поддержка научно-технических инновационных программ и работ посредством субсидирования применяемых цен.
Регулирование цен во внешнеэкономическом обороте (применительно к отдельным товарным группам экспорта-импорта). Это:
- регулирование цен, обусловленных межправительственными соглашениями;
- таможенная политика, направленная на регулирование открытости и протекционной защищенности отдельных отраслей и производств российской экономики;
- государственное лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
Развитие системы страхования предпринимательского риска (правовое регулирование сделок государственными организациями). Это:
- поддержка развития страхового дела и правильного применения цен, а также страхование возможного риска, вызванного изменением цен;
- разработка методов и правовых норм оценки предпринимательского риска и его отражение в цене;
правовое регулирование использования страхования (хеджирования)
для стабилизации рыночных цен.
- Финансовая политика государства (36 лекционных часов) лекция 1.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов.
- 2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.
- 4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.
- Лекция 2. Финансовая система общества. Структура финансовой системы
- Лекция 3.
- Тема 3. Финансовая политика. Содержание, структура, механизм финансовой политики. Особенности современной финансовой политики
- Лекция 4.
- Тема 4. Роль бюджетной политики в государстве. Цели, основные направления и задачи бюджетной политики.
- Лекция 5.
- Тема 5. Бюджет как экономическая и правовая категория. Общественные функции бюджета. Необходимые свойства бюджета.
- Лекция 6.
- Тема 6. Основы бюджетного устройства. Принципы построения бюджетной системы страны. Поступления и расходы бюджета
- Лекция 7.
- Тема 7. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
- Лекция 8.
- Тема 8. Бюджетный процесс и его основные этапы
- Лекция 9 Основные направления бюджетной реформы рф на современном этапе
- Лекция 10 Повышение эффективности государственных расходов. Переход к системе бюджетирования ориентированного на результат
- I. Субъект бюджетного планирования: Министерство финансов Российской Федерации
- Лекция 11 и 12 (4 часа)
- 1. Методология регулирования ценообразованием
- 1.1. Макроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы)
- 1.3. Микроэкономическое регулирование цен (методы прямого административного контроля)
- Регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий
- Регулирование цен в рф на продовольственные товары
- Лекция 13 Денежно-кредитная политика государства. Основные инструменты денежно-кредитной политики. Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Кредитная система и денежно-кредитная политика государства.
- Основные инструменты денежно-кредитной политики.
- 1. Политика обязательных резервов.
- 2. Рефинансирование коммерческих банков.
- 3. Операции на открытом рынке.
- 4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
- 3.Особенности развития денежно-кредитной системы России на современном этапе.
- Лекция 14 Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики.
- Лекция 15 Инвестиционная политика регионов
- Лекция 16
- 1. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
- 1. Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности
- 2.2.Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- 1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Лекция 17 Валютное регулирование и валютный контроль вэд
- Лекция 18
- Таможенные пошлины и цели таможенной политики
- Проблемы таможенной политики России и основные задачи на современном этапе.