logo
круш

Взаимоотношения коммерческих организаций с внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распо- ряжении органов государственного и муниципального самоуправления, формируемых за счет специальных источников и имеющих определенное общественное целевое значение. Внебюд- жетные фонды являются автономными: они образуются вне государственных бюджетов всех уровней.

Внебюджетные фонды группируются по следующим признакам: по отношению к право- вой форме – государственные и негосударственные, по целевому назначению – социальные и экономические, по уровню управления – федеральные, территориальные и муниципальные.

Значение внебюджетных фондов:

1.более эффективный контроль за целевым использованием денежных средств со сторо- ны специализированных финансово-кредитных институтов, управляющих соответствующим фондом;

11 При этом учитывается несовпадение моментов начисления и уплаты налогов; социальные налоги, например, перечисляются в следующем по- сле их начисления месяце, земельный налог – ежеквартально равными долями, налог на имущество – в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности и т.д.

2.удовлетворение конституционных прав граждан и других целевых нужд не по «оста- точному» принципу, а из специальных целевых взносов коммерческих организаций;

3.для покрытия бюджетного дефицита можно использовать лишь активное сальдо по внебюджетным фондам, без сокращения соответствующих расходов.

Каждым внебюджетным фондом управляет соответствующий институт: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д. Они разрабатывают планы по соответствующим денежным фондам, а представительные и ис- полнительные органы власти и Президент РФ утверждают их.

Исполнение бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов осуществ- ляется Министерством по налогам и сборам и Федеральным казначейством РФ (отдельно от по- ступлений и расходов государственного бюджета).

Сбор и контроль за поступлением средств во внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложен сбор налогов.

Финансовые взаимоотношения коммерческих организаций с внебюджетными фондами строятся в соответствии с действующим законодательством: по государственным внебюджет- ным социальным фондам – по бюджетному и налоговому кодексам, по ежегодным законам «О федеральном бюджете», «О Пенсионных фондах» (государственных и негосударственных), «О Фонде социального страхования», «О Фонде обязательного медицинского страхования», «О та- рифах страховых взносов на год», а по внебюджетным экономическим фондам - по постановле- ниям Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, указам Президента РФ.

Основными видами этих взаимоотношений в коммерческих организациях являются:

      1. платежи коммерческих организаций во внебюджетные фонды (в государственные вне- бюджетные социальные фонды – обязательные, в другие фонды - по специальным решениям Правительства РФ или соответствующим договорам);

      2. финансирование целевых расходов коммерческих организаций за счет соответствую- щих внебюджетных фондов;

      3. реструктуризация долгов коммерческих организаций во внебюджетные государствен- ные фонды;

      4. уплата пеней, штрафов, неустоек коммерческих организаций во внебюджетные госу- дарственные фонды.

Экономическое содержание этих видов взаимоотношений состоит в следующем.

Первая группа взаимоотношений: платежи коммерческих организаций во внебюджет- ные фонды.

  1. Обязательные платежи коммерческих организаций в государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования. Эти страховые взносы носят обязательный и первоочередной характер, осуществляются наравне с платежами в государственный бюджет, а при недостатке средств – уплачиваются после расхо- дов по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гра- ждан, требований о взыскании алиментов (первая очередь), а также выходных пособий и оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (вторая очередь).

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменен. Вместо него раздельно уплачи- ваются взносы во внебюджетные фонды – пенсионный, социального и обязательного медицин- ского страхования. Система налогового администрирования внебюджетных взносов, по мнению законодателей, себя не оправдала. Поэтому в 2010г. от нее решили отказаться, вновь вернув

«раздельный» порядок, действовавший до 2001 г. Начиная с 2012г. пенсионный фонд формиру- ется из двух составных частей: солидарной, предназначенной для выплаты фиксированного ба- зового размера трудовой пенсии, социальных пособий на погребение и некоторых других, и ин- дивидуальной – накапливающей денежные средства застрахованного лица на его лицевом счете.

Основной тариф

Соответственно на эти две части (солидарную и индивидуальную) разбивается и тариф страхо- вых взносов в пенсионный фонд. Отменена также уплата предприятиями взносов в территори- альный фонд обязательного медицинского страхования. Вся сумма соответствующих взносов зачисляется в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Размеры страховых тарифов для предприятий, действующие в 2012 г., приведены в таб- лице 19.

Таблица 19. Размеры страховых тарифов для коммерческих организаций, действующие в 2012 г.

Всего

Солидарная часть

Индивидуальная часть

Всего

Солидарная часть

Индивидуальная часть

Индивидуальная часть

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Итого

Плательщики

До предельной вели- чины базы для начис- лений 12

1966 го

Стра

22

П

да рождения и старше

ховая часть В том числе

6 16

енсионный ф

1967 год Страховая

В том

16 -

онд

а рождения и моложе

часть Накопительная числе часть

16 6

2,9

5,1

30

Свыше предельной величины базы для начислений

10

10

-

10

10

-

0

0

0

10

Сельс прият ЕСХН

предп

кохозяйственные пред-

, индивидуальные

риниматели (до пре- 16 - 16 10 - 10 6

1,9

2,3

20,2

дельной величины базы для

начислений)

Научно-технические и другие

(до предельной величины ба-

20,8

4,8

16

14,8

4,8

10

6

2,9

3,3 27

зы для начислений)

Коммерческие организации уплачивают в государственные внебюджетные фонды стра- ховые взносы, начисленные на заработную плату. Расчет производят сами предприятия в соот- ветствии с Налоговым Кодексом РФ(Часть 2) путем умножения тарифной ставки на базу для начисления страховых взносов. При расчете взносов в государственные внебюджетные соци- альные фонды базой для начисления является фактически начисленная и выплаченная заработ- ная плата, а тарифные ставки дифференцированы по категориям плательщиков и фактическому уровню базы для начисления: в пределах или превышающей предельную величину (в 2012 г. – 512 000рублей на одного работника).

Перечисление средств осуществляется по платежному поручению коммерческих органи- заций в безналичном порядке в установленные сроки.

  1. Добровольные платежи коммерческих организаций во внебюджетные фонды. По ре- шению Правительства РФ, других исполнительных органов власти или добровольному договору коммерческих организаций с соответствующим внебюджетным фондом коммерческие органи- зации уплачивают добровольные платежи, включаемые в состав прочих расходов предприятия и

12 Предельная величина базы для начислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2012 году составит 512 000 руб.

уменьшающие общую прибыль коммерческих организаций (например, платежи во внебюджет- ные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования и т.д.), или в се- бестоимость (фонд НИОКР, природоохранные фонды, фонды развития территорий и др.). Пере- числение соответствующих денежных средств осуществляется с расчетного счета предприятия по его платежному поручению.

Если взносы в социальные или другие внебюджетные фонды не перечислены в установ- ленный срок, то с коммерческих организаций взыскивается пеня в соответствии с законодатель- ными актами (например, на сумму недоимки в пенсионный фонд, фонды социального и обяза- тельного медицинского страхования за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинан- сирования ЦБ РФ, действующей на начало года) или по договорам.

Вторую группу взаимоотношений предприятий с внебюджетными фондами составляет

финансирование целевых расходов за счет средств внебюджетных фондов.

Большая часть расходов за счет средств государственных внебюджетных социальных фондов осуществляется непосредственно со счетов этих финансово-кредитных институтов. В этих случаях денежные расходы не затрагивают денежные средства коммерческих организаций, а осуществляются в интересах застрахованных лиц.

В то же время отдельные целевые расходы оплачиваются за счет средств соответствую- щих внебюджетных фондов со счетов коммерческих организаций. В этом случае коммерческая организация получает финансирование на соответствующие нужды следующим образом:

  1. коммерческая организация оплачивает расходы, подлежащие финансированию за счет внебюджетных фондов, со своих расчетных счетов с последующим зачетом этих сумм при пе- речислении соответствующих взносов. Это касается расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия по рождению ребен- ка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ритуальных пособий, санаторно-курортного лечения и др. Таким образом, коммерческая организация перечисляет взносы в соответствую- щий фонд в начисленной за месяц сумме отчислений за вычетом причитающихся социальных расходов;

  2. коммерческая организация по заявлению и другим документам получает на расчетный счет компенсационные выплаты из бюджета соответствующего внебюджетного экономического фонда (фонда НИОКР и т.д.) за произведенные расходы, подлежащие финансированию.

Отдельным видом финансовых взаимоотношений предприятий с внебюджетными фон- дами является реструктуризация долгов коммерческих организаций перед государственными социальными внебюджетными фондами. В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете пенсионного фонда», «О фонде социального страхования» и других на каждый год специальным постановле- нием Правительства РФ может проводиться рассрочка (и/или отсрочка) недоимок по соответст- вующим взносам и начисленной пене. На период рассрочки приостанавливается начисление пе- ни на суммы недоимки. Для этого предприятиями предоставляется заявление в соответствую- щий фонд и заключается соглашение о рассрочке и отсрочке платежей (необходимым условием положительного решения является обязанность своевременного перечисления текущих плате- жей).

Уплата пеней, штрафов и неустоек – четвертый вид взаимоотношений предприятий с внебюджетными фондами - осуществляется в соответствии с действующими положениями о внебюджетном фонде на соответствующий год (по законодательству или условиям соответст- вующих договоров).