Взаимоотношения коммерческих организаций с внебюджетными фондами
Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распо- ряжении органов государственного и муниципального самоуправления, формируемых за счет специальных источников и имеющих определенное общественное целевое значение. Внебюд- жетные фонды являются автономными: они образуются вне государственных бюджетов всех уровней.
Внебюджетные фонды группируются по следующим признакам: по отношению к право- вой форме – государственные и негосударственные, по целевому назначению – социальные и экономические, по уровню управления – федеральные, территориальные и муниципальные.
Значение внебюджетных фондов:
1.более эффективный контроль за целевым использованием денежных средств со сторо- ны специализированных финансово-кредитных институтов, управляющих соответствующим фондом;
11 При этом учитывается несовпадение моментов начисления и уплаты налогов; социальные налоги, например, перечисляются в следующем по- сле их начисления месяце, земельный налог – ежеквартально равными долями, налог на имущество – в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности и т.д.
2.удовлетворение конституционных прав граждан и других целевых нужд не по «оста- точному» принципу, а из специальных целевых взносов коммерческих организаций;
3.для покрытия бюджетного дефицита можно использовать лишь активное сальдо по внебюджетным фондам, без сокращения соответствующих расходов.
Каждым внебюджетным фондом управляет соответствующий институт: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д. Они разрабатывают планы по соответствующим денежным фондам, а представительные и ис- полнительные органы власти и Президент РФ утверждают их.
Исполнение бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов осуществ- ляется Министерством по налогам и сборам и Федеральным казначейством РФ (отдельно от по- ступлений и расходов государственного бюджета).
Сбор и контроль за поступлением средств во внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложен сбор налогов.
Финансовые взаимоотношения коммерческих организаций с внебюджетными фондами строятся в соответствии с действующим законодательством: по государственным внебюджет- ным социальным фондам – по бюджетному и налоговому кодексам, по ежегодным законам «О федеральном бюджете», «О Пенсионных фондах» (государственных и негосударственных), «О Фонде социального страхования», «О Фонде обязательного медицинского страхования», «О та- рифах страховых взносов на год», а по внебюджетным экономическим фондам - по постановле- ниям Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, указам Президента РФ.
Основными видами этих взаимоотношений в коммерческих организациях являются:
платежи коммерческих организаций во внебюджетные фонды (в государственные вне- бюджетные социальные фонды – обязательные, в другие фонды - по специальным решениям Правительства РФ или соответствующим договорам);
финансирование целевых расходов коммерческих организаций за счет соответствую- щих внебюджетных фондов;
реструктуризация долгов коммерческих организаций во внебюджетные государствен- ные фонды;
уплата пеней, штрафов, неустоек коммерческих организаций во внебюджетные госу- дарственные фонды.
Экономическое содержание этих видов взаимоотношений состоит в следующем.
Первая группа взаимоотношений: платежи коммерческих организаций во внебюджет- ные фонды.
Обязательные платежи коммерческих организаций в государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования. Эти страховые взносы носят обязательный и первоочередной характер, осуществляются наравне с платежами в государственный бюджет, а при недостатке средств – уплачиваются после расхо- дов по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гра- ждан, требований о взыскании алиментов (первая очередь), а также выходных пособий и оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (вторая очередь).
С 1 января 2010 года единый социальный налог отменен. Вместо него раздельно уплачи- ваются взносы во внебюджетные фонды – пенсионный, социального и обязательного медицин- ского страхования. Система налогового администрирования внебюджетных взносов, по мнению законодателей, себя не оправдала. Поэтому в 2010г. от нее решили отказаться, вновь вернув
«раздельный» порядок, действовавший до 2001 г. Начиная с 2012г. пенсионный фонд формиру- ется из двух составных частей: солидарной, предназначенной для выплаты фиксированного ба- зового размера трудовой пенсии, социальных пособий на погребение и некоторых других, и ин- дивидуальной – накапливающей денежные средства застрахованного лица на его лицевом счете.
Основной тариф
Соответственно на эти две части (солидарную и индивидуальную) разбивается и тариф страхо- вых взносов в пенсионный фонд. Отменена также уплата предприятиями взносов в территори- альный фонд обязательного медицинского страхования. Вся сумма соответствующих взносов зачисляется в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Размеры страховых тарифов для предприятий, действующие в 2012 г., приведены в таб- лице 19.
Таблица 19. Размеры страховых тарифов для коммерческих организаций, действующие в 2012 г.
Всего
Солидарная часть
Индивидуальная часть
Всего
Солидарная часть
Индивидуальная часть
Индивидуальная часть
Фонд социального страхования
Фонд обязательного медицинского страхования
Итого
|
Плательщики
До предельной вели- чины базы для начис- лений 12 |
1966 го
Стра
22 | П да рождения и старше ховая часть В том числе
6 16 | енсионный ф 1967 год Страховая В том
16 - | онд а рождения и моложе часть Накопительная числе часть
16 6 |
2,9 |
5,1 |
30 | ||||||||||
Свыше предельной величины базы для начислений |
10 |
10 |
- |
10 |
10 |
- |
0 |
0 |
0 |
10 | ||||||||
Сельс прият ЕСХН предп | кохозяйственные пред-
, индивидуальные риниматели (до пре- 16 - 16 10 - 10 6 |
1,9 |
2,3 |
20,2 | ||||||||||||||
дельной величины базы для начислений) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Научно-технические и другие |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
(до предельной величины ба- | 20,8 | 4,8 | 16 | 14,8 | 4,8 | 10 | 6 | 2,9 | 3,3 27 | |||||||||
зы для начислений) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммерческие организации уплачивают в государственные внебюджетные фонды стра- ховые взносы, начисленные на заработную плату. Расчет производят сами предприятия в соот- ветствии с Налоговым Кодексом РФ(Часть 2) путем умножения тарифной ставки на базу для начисления страховых взносов. При расчете взносов в государственные внебюджетные соци- альные фонды базой для начисления является фактически начисленная и выплаченная заработ- ная плата, а тарифные ставки дифференцированы по категориям плательщиков и фактическому уровню базы для начисления: в пределах или превышающей предельную величину (в 2012 г. – 512 000рублей на одного работника).
Перечисление средств осуществляется по платежному поручению коммерческих органи- заций в безналичном порядке в установленные сроки.
Добровольные платежи коммерческих организаций во внебюджетные фонды. По ре- шению Правительства РФ, других исполнительных органов власти или добровольному договору коммерческих организаций с соответствующим внебюджетным фондом коммерческие органи- зации уплачивают добровольные платежи, включаемые в состав прочих расходов предприятия и
12 Предельная величина базы для начислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2012 году составит 512 000 руб.
уменьшающие общую прибыль коммерческих организаций (например, платежи во внебюджет- ные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования и т.д.), или в се- бестоимость (фонд НИОКР, природоохранные фонды, фонды развития территорий и др.). Пере- числение соответствующих денежных средств осуществляется с расчетного счета предприятия по его платежному поручению.
Если взносы в социальные или другие внебюджетные фонды не перечислены в установ- ленный срок, то с коммерческих организаций взыскивается пеня в соответствии с законодатель- ными актами (например, на сумму недоимки в пенсионный фонд, фонды социального и обяза- тельного медицинского страхования за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинан- сирования ЦБ РФ, действующей на начало года) или по договорам.
Вторую группу взаимоотношений предприятий с внебюджетными фондами составляет
финансирование целевых расходов за счет средств внебюджетных фондов.
Большая часть расходов за счет средств государственных внебюджетных социальных фондов осуществляется непосредственно со счетов этих финансово-кредитных институтов. В этих случаях денежные расходы не затрагивают денежные средства коммерческих организаций, а осуществляются в интересах застрахованных лиц.
В то же время отдельные целевые расходы оплачиваются за счет средств соответствую- щих внебюджетных фондов со счетов коммерческих организаций. В этом случае коммерческая организация получает финансирование на соответствующие нужды следующим образом:
коммерческая организация оплачивает расходы, подлежащие финансированию за счет внебюджетных фондов, со своих расчетных счетов с последующим зачетом этих сумм при пе- речислении соответствующих взносов. Это касается расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия по рождению ребен- ка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ритуальных пособий, санаторно-курортного лечения и др. Таким образом, коммерческая организация перечисляет взносы в соответствую- щий фонд в начисленной за месяц сумме отчислений за вычетом причитающихся социальных расходов;
коммерческая организация по заявлению и другим документам получает на расчетный счет компенсационные выплаты из бюджета соответствующего внебюджетного экономического фонда (фонда НИОКР и т.д.) за произведенные расходы, подлежащие финансированию.
Отдельным видом финансовых взаимоотношений предприятий с внебюджетными фон- дами является реструктуризация долгов коммерческих организаций перед государственными социальными внебюджетными фондами. В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете пенсионного фонда», «О фонде социального страхования» и других на каждый год специальным постановле- нием Правительства РФ может проводиться рассрочка (и/или отсрочка) недоимок по соответст- вующим взносам и начисленной пене. На период рассрочки приостанавливается начисление пе- ни на суммы недоимки. Для этого предприятиями предоставляется заявление в соответствую- щий фонд и заключается соглашение о рассрочке и отсрочке платежей (необходимым условием положительного решения является обязанность своевременного перечисления текущих плате- жей).
Уплата пеней, штрафов и неустоек – четвертый вид взаимоотношений предприятий с внебюджетными фондами - осуществляется в соответствии с действующими положениями о внебюджетном фонде на соответствующий год (по законодательству или условиям соответст- вующих договоров).
- Фгбоу впо «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
- Организация финансов предприятия
- Воронеж 2012
- Оглавление
- Глава 2. Собственный капитал и денежные фонды предприятия 101
- Глава 3 Финансовое обеспечение текущей деятельности коммерческих организаций 122
- Глава 4. Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности предприятия (организации) 172
- Глава 5. Финансовые взаимоотношения предприятий с финансово-кредитными институтами 216
- Глава 6. Сводное финансовое прогнозирование и планирование на предприятии 226
- Глава 7. Общая характеристика особенностей организации финансов предприятий
- Введение
- Раздел 2 [главы 4 (§4.3; 4.4), 7 (§7.1)];к.Э.Н. А.Л. Лавлинская –раздел 2[главы 3 (§3.2;3.3), 5, 7 (§7.2)], вопросыдля самоконтроля.
- Раздел 1. Теоретические основы организации финансов предприятия Глава 1. Экономическое содержание и роль финансов в деятельности предприятия
- Сущность и функции финансов предприятий
- Роль финансов в деятельности предприятия
- Капитал Куда инвестируется капитал?
- 1.3 Содержание и задачи финансовой работы на предприятии
- Глава 2. Концепция организации финансов предприятия
- Понятие и общие принципы организации финансов предприятия
- Финансовый аспект приватизации и реструктуризации предприятий
- Специфические принципы и общие черты организации финансов коммерческих предприятий
- Механизм организации финансов на предприятии
- Формирование саморегулирующейся системы финансов предприятия
- Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий
- Глава 3. Организация финансовых и денежных потоков как концептуальная основа формирования саморегулирующейся системы финансов предприятия
- Сущность и состав финансовых ресурсов и финансовых потоков на предприятии
- Денежные потоки на предприятии и их взаимосвязь с финансовыми ресурсами
- Роль финансового рынка в формировании финансовых и денежных потоков предприятия
- Система финансового обеспечения деятельности предприятия
- Система денежного обеспечения деятельности предприятия
- Глава 4. Финансовое состояние предприятия – результат соблюдения принципов коммерческого расчета
- Финансовое состояние, финансовая устойчивость и несостоятельность предприятия, их оценка
- Банкротство несостоятельных предприятий. Финансовый аспект процедур, применяемых к несостоятельным предприятиям
- Раздел 2. Содержание и механизм организации финансов предприятия Глава 1. Доходы и накопления предприятия
- Доходы и финансовые результаты деятельности предприятий: экономическое понятие, классификация и сфера использования
- Экономическое содержание прибыли предприятия
- Формирование и планирование прибыли от реализации продукции, работ, услуг
- Расходы предприятия: экономическое содержание, классификация, планирование, финансовые методы управления
- Доходы от продаж: понятие, классификация, формирование, использование, планирование
- Расчет и методы планирования прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
- Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции
- Доходы и расходы, не связанные с обычной деятельностью предприятия
- Модели формирования бухгалтерской прибыли, ее распределение, ис- пользование и планирование
- Дивиденды в коммерческих организациях: виды и условия выплаты
- Накопления предприятия: экономическое содержание и состав
- Глава 2. Собственный капитал и денежные фонды предприятия
- Собственный капитал: понятие, состав и функции
- Характеристика капиталообразующей части собственного капитала
- 2.2.1 Уставный капитал: роль, формирование и механизм изменения
- 2.2.2. Образование и механизм изменения добавочного капитала
- 2.3. Денежные фонды предприятия и их влияние на собственный капитал
- Характеристика капиталодополняющих денежных фондов
- Капиталосберегающие денежные фонды предприятия
- Капиталорегулирующие денежные фонды предприятия
- 2.4 Планирование собственного капитала и денежных фондов на предприятии
- Глава 3 Финансовое обеспечение текущей деятельности коммерческих организаций
- 3.1 Экономическое содержание и основы организации оборотного капитала
- 3.1.2. Основы организации оборотного капитала предприятий
- 3.1.3 Показатели эффективности использования оборотного капитала
- 3.2 Оборотные активы предприятий
- Собственный оборотный капитал: формирование, пополнение и методы расчета фактической суммы
- Структура источников формирования оборотных активов и пути ее улучшения
- Прогнозирование и планирование оборотного капитала
- Оперативная работа на предприятии по организации оборотного капитала
- Краткосрочное кредитование оборотных средств в системе финансового обеспечения текущей деятельности предприятия
- 3.5.2 Объекты краткосрочного кредитования: характеристика и планирование
- 3.5.3. Механизм банковского краткосрочного кредитования предприятий
- Документальное сопровождение краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятий
- Глава 4 Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности предприятия (организации)
- 4.1 Экономическое содержание инвестиций на предприятии и источников их финансового обеспечения
- Экономическое содержание и классификация инвестиций на предприятиях
- Основные средства как базисный объект реальных инвестиций предприятий
- Прогнозирование и планирование инвестиций в основной капитал на предприятии
- 4.2.1 Роль инвестиционной финансовой политики предприятия
- Механизм долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений на предприятии
- 4.3.1 Долгосрочное банковское кредитование реальных инвестиций в основные активы
- Лизинг как капиталосберегающая форма финансового обеспечения капитальных вложений
- Финансовые инвестиции предприятий и корпораций
- Глава 5. Финансовые взаимоотношения предприятий с финансово-кредитными институтами
- Организация финансовых взаимоотношений предприятий с финансово- кредитными институтами как часть саморегулирующейся системы финансов предприятий
- Общая характеристика финансовых взаимоотношений предприятий с государственными и муниципальными бюджетами
- Взаимоотношения коммерческих организаций с внебюджетными фондами
- 5. 4 Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками
- 5.5 Финансовый аспект взаимоотношений предприятийсо страховыми организациями
- Глава 6 Сводное финансовое прогнозирование и планирование на предприятии
- Содержание и цели финансового прогнозирования и планирования на предприятии
- Система финансовых планов предприятий
- Методы финансового прогнозирования и планирования на предприятиях
- Глава 7 Общая характеристика особенностей финансов предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования и отраслей экономики
- Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования
- Особенности организации финансов предприятий различных отраслей экономики
- Библиографический список цитируемой литературы