logo
круш

Экономическое содержание прибыли предприятия

Экономическое содержание прибыли – одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

С экономической точки зрения прибыль является приращением стоимости продукта, полученным за определенный период благодаря использованию (эксплуатации) капитала. С хозяйственной (предпринимательской) точки зрения прибыль - приращение стоимости соб- ственного имущества предприятия (за исключением дополнительных взносов учредителей и переоценки основных средств) за определенный период.

С учетно-финансовых позиций прибыль определяется как превышение доходов над расходами по реализации продукции. Таков количественный подход к определению прибы- ли. С качественных позиций прибыль характеризует положительный, а убыток – отрицатель- ный финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Поступления из других источников и от продажи активов, приобретенных не для продажи, является не прибылью, апрочими доходами, влияющими на конечный финансовый результат предприятия, но не со- ответствующими его «миссии».

Кроме бухгалтерской прибыли, исчисляемой по правилам организации бухгалтерско- го учета, существует также экономическая прибыль, являющаяся результатом «работы» ка- питала.

Бухгалтерская и экономическая прибыль не являются однозначными понятиями: каж- дая имеет свою сферу использования и методику расчета. Экономическая прибыль определя- ется путем корректировок бухгалтерской прибыли (отраженной в финансовой отчетности) на внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного и будущих периодов (увеличение), а также прошлых периодов (уменьшение), т.е. характеризует при- быль от текущей деятельности с учетом «гудвилла» - цены предприятия и ее колебаний.

Существование понятий «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль» вовсе не означает возможность прямого сопоставления их содержания, поскольку у каждого пока- зателя может быть своя сфера применения. Кроме всего прочего, их можно использовать и как взаимодополняющие показатели.

Основным видами прибыли являются:

а) валовая (брутто) прибыль. Характеризует результат производственной деятельно- сти предприятия и определяется путем вычитания из выручки от продаж (без учета косвен- ных налогов) производственной себестоимости готовых изделий (т.е., полной себестоимости

«очищенной» от управленческих и коммерческих расходов);

б) прибыль от продаж. Характеризует прибыль от обычной (уставной) деятельности (валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы);

в) бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения). Характеризует конечный положительный (убыток - отрицательный) финансовый результат деятельности, исчислен- ный в соответствии с правилами финансового учета и отчетности (прибыль от продаж плюс доходыминус расходы от прочих (не основных) видов деятельности);

г) чистая (посленалоговая) прибыль. Это бухгалтерская прибыль, «очищенная» от на- логовых платежей в бюджет.

Достижение предприятием цели предпринимательской (уставной) деятельности ха- рактеризует главным образом прибыль от продаж, рассчитываемая путем исключения из общей суммы выручки от реализации (без учета косвенных налогов) полной себестоимости изготовленной и реализованной товарной продукции.

На формирование прибыли от реализации продукции влияют следующие основные факторы: объем реализации, цена, себестоимость продукции, ассортимент, структура затрат, качество продукции.

Исследуя трактовки прибыли различных научных школ, можно сформулировать сле- дующее ее определение. Прибыль -это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития и выполнения финан- совых обязательств перед государством. Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях: представлять основной критерий и показатель эффективности производственно-коммерческой деятельности организации (через расчет рентабельности производства, продаж, активов, собственного капитала), осуществлять стимулированиераз- вития предприятия и мотивации предпринимательской инициативы (поскольку прибыль вы- ступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организа- ции, обеспечивающих ее развитие и выплату дивидендов), выполнять общественно- социальную функцию, состоящую в обеспечении ее ведущей роли в формировании средств бюджетов различных уровней. Через налоги и другие доходные поступления она использу- ется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государст- вом своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая не- хватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает: