Государственный кредит как финансовая категория.
Государственный кредит — это экономические отношения между гос-вом и физ и юр лицами, при которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В количественном отношении преобладает деятельность гос-ва как заемщика средств.
Когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств физ и юр лиц, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Госгарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и влекут за собой рост расходов государства.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет черты как тех, так и других.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита госкредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов: он имеет добровольный характер,либо он возвратный и платный.
Госкредит отличается от других видов кредита: при заимствовании средств гос-вом обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства госзаймы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Функции государственного кредита
Государственный кредит выполняет три функции финансов:
1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денежных фондов гос-ва или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
2. Регулирующая функция госкредита заключается в том, что с помощью госкредита гос-во может проводить финансовую политику по следующим направлениям:
- регулирование денежного обращения через размещение займов среди инвесторов: заимствуя у физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос; если займ пойдет на финансирование производственных затрат, произойдет еще и сокращение наличной денежной массы в обращении; если займ пойдет на оплату труда, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений.
- регулирование ликвидности коммерческих банков при помощи купли-продажи государственных ценных бумаг или выдачи кредитов под их залог, проводимых центральным банком.
- влияние на процентные ставки (цену кредита): занимая средства, государство увеличивает ставки, что сокращает частные инвестиции в сферу производства, но стимулирует накопления в виде государственных ценных бумаг.
- регулирование производства и занятости: государство предъявляет спрос на товары национального производства за счет зарубежного займа; поддерживает малый бизнес, гарантируя возврат их займов банкам в случае их банкротства; предоставляет кредиты за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов.
3. Контрольная - госкредита следует из контрол функции финансов, но имеет особенности:
- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Управление государственным кредитом
Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание. Оно устанавливает лимиты займов для финансирования дефицита бюджета и кредитов за счет средств бюджета. Предельный объем выпуска государственных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
Для оптимизации управления государственным кредитом Правительство разрабатывает: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований.
Это перечни заимствований на финансовый год с указанием целей, источников, сроков и т.п. Программы представляются Федеральному Собранию вместе с проектом бюджета.
Задачи управления государственным кредитом:минимизации стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; эффективное использование займов и контроль над целевым использованием кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; решение задач финансовой политики
Оперативное управление государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты:
1. Министерство финансов (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом):
ведет Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (в рамках единой системы учета и регистрации государственных заимствований РФ),
выступает эмитентом государственных ценных бумаг.
2. Казначейство (в некоторых странах выполняет часть функций минфина),
3. Центральный банк: бесплатно обслуживает государственный внутренний долг,выполняет функции депозитария гос. ценных бумаг, осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты по гос. облигациям,регулирует рынок государственных ценных бумаг.
4. Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга, кредитов, предоставленных странам СНГ, является Внешэкономбанк.
Прямое налогообложение.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика.
В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги: земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество физических лиц.
В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Виды прямых налогов:
а) Реальные налоги - облагают имущественные объекты плательщика; при этом учитывается состояние имущества, доход, получаемый от него; возможны адресные льготы (поземельный налог, налог на ценные бумаги и др.)
б) Личные налоги - относятся к конкретному лицу, которое является носителем обязанностей по уплате таких налогов (подоходный, поимущественный налоги, налог на прибыль корпораций, прирост капитала).
Косвенные налоги, их виды
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг.
Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству.
Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя.
При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги).
Примером косвенного налогообложения могут служить: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги, налог на пользователей автомобильных дорог и др.
Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.
Косвенные налоги делятся на:
а) Акцизы - взимаются на рынке при продаже товара. Могут быть индивидуальными (на категории товаров – на пиво, сахар, бензин) и универсальными – чаще на товары общего потребления (НДС). Снимаются только с товаров, произведенных в первую смену, поэтому чтобы избежать акцизов, можно производить в 2 смены; с определенного вида сырья, поэтому можно уклониться от акцизов, изменяя сырье => акцизы приводят к ухудшению кач-ва.
б) Фискальные монопольные налоги – вводятся на те виды товаров, на которые существует гос-ая монополия (спирт),
в) Таможенные пошлины. В свою очередь можно классифицировать по различным критериям.
По происхождению они делятся на экспортируемые, импортируемые и транзитные.
По целям - на фискальные (повышение дохода бюджета), протекционистские (защита отечественных производителей - пошлины на импортные товары), антидемпинговые (предотвращение демпинга иностранных фирм на отечественном рынке), преференциальные (льготные – устанавливаются на импорт товаров, в которых страна заинтересована, либо если есть соглашения м/у странами о льготных пошлинах).
Особо выделяют таможенный тариф - специальное наименование ввозимых и вывозимых товаров, включающее единицы обложения, ставки таможенных пошлин и т.д. Ставка для товара может быть максимальной, стандартной и минимальной.
Системы установления таможенной пошлины:Адвалорная (в процентах от стоимости товара),Специфическая (в твердой сумме с количества товара)
г) Целевые налоги - специальные платежи государству, имеющие не фискальное, а социальное значение (взносы лиц наемного труда, взносы предпринимателей).
Таможенные пошлины и их роль в формировании гос. доходов.
Таможенные пошлины относятся к косвенным налогам и их в свою очередь можно классифицировать по различным критериям.
По происхождению они делятся на экспортируемые, импортируемые транзитные.
По целям - на фискальные (служат повышению дохода бюджета), протекционистские (служат защите отечественных производителей - пошлины на импортные товары), антидемпинговые (служат предотвращению демпинга иностранных фирм на отечественном рынке), преференциальные (льготные – устанавливаются на импорт товаров, в которых страна заинтересована, либо если есть соглашения м/у странами о льготных пошлинах).
Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В РФ более 80% доходов бюджета дают следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы. Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.
Особо выделяют таможенный тариф - специальное наименование ввозимых и вывозимых товаров, включающее единицы обложения, ставки таможенных пошлин и т.д. Ставка для товара может быть максимальной, стандартной и минимальной.
Системы установления таможенной пошлины:Адвалорная (в процентах от стоимости товара),Специфическая (в твердой сумме с количества товара)
- Виды страхования.
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования.
- Причины образования бюджетного дефицита
- Финансовая система страны – понятие и состав.
- Финансовое планирование.
- Налоги, их функции и роль в финансовой системе
- Государственные финансы, их структура.
- Функции бюджета
- Принципы построения бюджета
- Этапы бюджетного процесса:
- Бюджетная классификация
- 1. Классификация доходов бюджета
- 1) Текущие доходы:
- 2. Классификация расходов бюджета
- Элементы налога и способы взимания налога.
- Понятие территориальных финансов, их значение в унитарных и федеративных государствах.
- Классификация и виды налогов.
- Бюджетный федерализм и его принципы.
- Налоговая система и ее элементы.
- Налоговые льготы, их виды и назначение
- Классификация и формы государственных займов.
- Страхование в системе финансовых отношений, его виды и функции.
- Управление финансами предприятия
- Источники формирования Государственных финансов.
- Бюджетный кодекс, его значение в финансовой системе страны
- Государственные внебюджетные фонды, источники их формирования и направления использования.
- Структура расходов федерального бюджета страны Функциональная классификация расходов бюджета
- Структура доходов федерального бюджета страны.
- 1) Текущие:
- 2) Капитальные:
- Государственный кредит как финансовая категория.