logo
default

Источники формирования Государственных финансов.

Государственные финансы - комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. ГФ должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и рост жизненного уровня населения. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне.

Источники дохода государства Национальный доход (НД) - вновь созданная стоимость, перераспределяемая через государственные финансы, Часть национального богатства (НБ), имеющая денежную оценку.

ГФ являются составной частью общей финансовой системы. Они включают: Систему бюджетов, Внебюджетные фонды, Государственный кредит, Финансы государственных предприятий.

Система гф по уровням управления подразделяется

в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни,

в унитарных государствах - на центральный и местный.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:федеральный бюджет, региональные бюджеты (еспубликанские, краевые, г. Москвы и Санкт-Петербурга), местные бюджеты (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Внебюджетные фонды являются автономными госорганизациями, которые управляют поступающими в эти фонды обязательными платежами от предприятий, организаций и отдельных лиц. Они имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры и др.

К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, центральное место в гф принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды, где аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы.

Основные функции органов государственного управления:

Финансовые ресурсы сектора госуправления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых пред-ми, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам.

К центральному уровню относятся все госучреждения, министерства, ведомства. Он оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют налогово-бюджетную политику, через финансы пр-ва осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, pecпублик, штатов. Региональные органы наделены определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень их автономности и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства.

К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными фондами.

Система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока не формируются и не публикуются.

Модели межбюджетных отношений в стране

Выбор цели межбюджетных отношений отражается на совокупности лежащих в их основе принципов, которые, в свою очередь, определяют приоритеты в выборе методов обеспечения сбалансированности между расходными полномочиями и доходными источниками бюджетов всех уровней. В странах с развитой рыночной экономикой, где, как правило, не наблюдаются асимметрии в государственном устройстве и налоговой системе, выбор метода выравнивания бюджетной обеспеченности зависит от типа государственного устройства страны, а именно:

В странах же с развивающейся рыночной экономикой, где, как правило, асимметрии проявляются и в госустройстве, и в налоговой системе, проблема выбора метода выравнивания бюджетной обеспеченности не стоит, так как используются все методы. Вопрос сводится лишь к определению относительного приоритета одного метода перед другим:

Эффективной программой межбюджетного выравнивания считается такая программа, которая при определении объемов финансовой помощи учитывает дифференциацию объемов расходных потребностей, а также стоимость оказания государственных услуг фискального потенциала.

Характерной особенностью межбюджетных отношений германской модели бюджетного федерализма считается горизонтальное бюджетное выравнивание -перераспределение средств между землями, осуществляемое без участия федерального правительства (по крайней мере, это было до объединения Германии).

Отождествление понятий «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения» у российских специалистов происходит не только по причине отсутствия в нормативно-правовых документах термина «бюджетный федерализм», но и из-за отсутствия четкого определения межбюджетных отношений. В Бюджетном кодексе «межбюджетные отношения» определяются как «отношения между органами государственной власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления». Это не совсем точное определение, так как нет однозначности в характеристике «отношений» – какие это «отношения»: финансовые или не только финансовые.