Бюджетный кодекс, его значение в финансовой системе страны
Бюджетный процесс и бюджетные права регулируются особой отраслью права - финансовым правом. Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством.
Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Однако основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства - Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного зак-ва РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения
Часть первая. Общие положения
Часть вторая. Бюджетная система РФ
-
Раздел I. Бюджетное устройство РФ
-
Раздел II. Доходы бюджетов
-
Раздел III. Расходы бюджетов
-
Раздел IV. Сбалансированность бюджетов
Часть третья. Бюджетный процесс в РФ
-
Раздел V. Участники бюджетного процесса
-
Раздел VI. Составление проектов бюджетов
-
Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов
-
Раздел VIII. Исполнение бюджетов
-
Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль
Часть четвертая. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ
Бюджетным кодекс РФ (ст.28) определяет следующие принципы бюджетной системы России:
-
единство бюджетной системы РФ
-
разграничение доходов и раходов между уровнями Бюдж. Системы РФ
-
самостоятельность бюджетов
-
полнота отражения доходов и расходов бюджетов
-
сбалансированость бюджетов
-
эффективность и экономность использования бюджетный средств
-
общее покрытие расходов бюджетов
-
гласность
-
достоверность бюджетов
-
адресность и целевое назначение бюдж. Средств
Система доходов местных финансов
Финансовой базой территориальных органов власти явля¬ются их бюджеты, которые они имеют право составлять, рассматривать, утверждать и исполнять. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, производится доведение до населения производимых благ.
Функции территориальных бюджетов:
1) формирование денежных фондов;
2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
3) контроль над деятельностью предприятий, организаций, учре¬ждений, подведомственных этим органам власти.
В настоящее время число территориальных бюджетов состав¬ляет более 29 тысяч, удельный вес в бюджете РФ около 50%.
Доходы территориальных бюджетов.
Все доходы местных бюджетов можно в общем виде разделить на собственные и регулирующие. Собственные доходы - доходы, закрепленные законодательством на постоянной основе (налоговые и неналоговые; составляют меньшую часть). Регулирующие доходы - платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов на временной основе (например, трансферты).
Отдельно выделяется финансовая помощь местным бюджетам:
1) Дотация - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов,
2) Субвенция - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основах для осуществления целевых расходов,
3) Субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Собственные доходы территориальных бюджетов:
1) Налоги, сборы:
•поступления по административным штрафам и санкциям;
•сборы за регистрацию предприятий, общественных орга¬низаций, банков и их филиалов;
•транспортный налог;
•налог на рекламу;
•сбор за право торговли;
•целевые сборы на содержание милиции, благоуст¬ройство;
•регистрационный сбор с физических лиц. занимающихся предпринимательской деятельностью;
•поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;
•налог на содержание жилищного фонда и объектов соци¬альной сферы и др.
2) Налоги на имущество
3) Доходы от приватизации собственности, принадлежащей субъектам РФ и муниципальным образова¬ниям
4) Земельный налог
5) Средства обязательного медицинского страхования, сред¬ства внебюджетных и отраслевых фондов
6) Платежи за пользование недрами и природными ресурса¬ми
Регулирующие доходы территориальных бюджетов:
1) отчисления от налога на добавленную стоимость;
2) отчисления от акцизов;
3) отчисления от налога на прибыль (доход) предприятий;
4) отчисления от подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимо¬сти от общей суммы расходов территориального бюджета и объ¬ема их собственных доходов.
Система расходов местных финансов
Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы.
Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.
Расходы местных бюджетов.
Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов прежде всего исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
Обычно бюджетные классиф различных стран, выделяют две основные группы расходов:
Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хоз-ва, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Первоочередность финанс данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.
Необязательные расходы. относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют.
Важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.
Расходы местных бюджетов — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города. Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов, которые финансируют органы местного самоуправления. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на:
-
содержание органов местного самоуправления;
-
формирование муниципальной собственности и управление ею;
-
организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления);
-
содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
-
организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
-
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
-
благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
-
организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
-
содержание мест захоронения;
-
организацию транспортного обслуживания населения;
-
содержание учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
-
обеспечение противопожарной безопасности;
-
охрану окружающей природной среды;
-
реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
-
обслуживание и погашение муниципального долга;
-
целевое дотирование населения;
-
содержание муниципальных архивов;
-
проведение муниципальных выборов и референдумов;
-
прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.
Финансирование этих учреждений ряде районов составляет более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйств.
Резервный фонд и его роль в государственных финансах
Госу резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который использ для стабилизации госбюджета в периоды снижения госдоходов и/или для госнужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.
Необходимость резервных фондов Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
Резервный фонд выполняет две функции: 1) его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. 2) в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.
Помимо экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста госрасходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных соц обязательств и дефолту по госдолгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.Резервный фонд — это макроэкономический инструмент гос-ва для поддержания совокупного спроса в точке Кейнса и долгосрочного эк роста. Гос-во в своей макроэк политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного эк роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации гос-во может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать пр-тво товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса гос-во уменьшает госрасходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета гос-во может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.
Размещение средств резервных фондов Средства резервных фондов размещают исключительно в иностранных активах. Средства резервных фондов размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А, (государственные обязательства развитых стран (класс ААА) и акции надёжных компаний). В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — ещё и в акции. В России при создании Стаб фонда сложилась ситуация, когда доходность фонда оказалась существенно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта парадоксальная ситуация объясняется следующим: о досрочном погашении внешнего долга удалось договориться не со всеми странами, если потратить Стаб фонд на выплату долга, то сохранится опасность возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры. В последнем случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.
- Виды страхования.
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования.
- Причины образования бюджетного дефицита
- Финансовая система страны – понятие и состав.
- Финансовое планирование.
- Налоги, их функции и роль в финансовой системе
- Государственные финансы, их структура.
- Функции бюджета
- Принципы построения бюджета
- Этапы бюджетного процесса:
- Бюджетная классификация
- 1. Классификация доходов бюджета
- 1) Текущие доходы:
- 2. Классификация расходов бюджета
- Элементы налога и способы взимания налога.
- Понятие территориальных финансов, их значение в унитарных и федеративных государствах.
- Классификация и виды налогов.
- Бюджетный федерализм и его принципы.
- Налоговая система и ее элементы.
- Налоговые льготы, их виды и назначение
- Классификация и формы государственных займов.
- Страхование в системе финансовых отношений, его виды и функции.
- Управление финансами предприятия
- Источники формирования Государственных финансов.
- Бюджетный кодекс, его значение в финансовой системе страны
- Государственные внебюджетные фонды, источники их формирования и направления использования.
- Структура расходов федерального бюджета страны Функциональная классификация расходов бюджета
- Структура доходов федерального бюджета страны.
- 1) Текущие:
- 2) Капитальные:
- Государственный кредит как финансовая категория.