logo
default

Принципы построения бюджета

      1. Единство - все расходы и доходы обобщаются в одном фонде. При этом соблюдается единство: правовой базы, денежной системы, формы бюджетной документации, принципов бюджетных процедур, санкций, порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней.

      2. Полнота - все расходы одного порядка должны включаться в одну статью по своему экономическому содержанию

      3. Реальность - отсутствие искажений финансовой информации,

      4. Гласность - открытая публикация тех статей, которые не являются официально закрытыми и не подлежат оглашению.

      5. Сбалансированность бюджета;

      6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

      7. Общее покрытие расходов бюджета;

      8. Достоверность бюджета;

      9. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств

Формирование государственного долга страны

Долг является важным элементом круговорота “доходы-расходы”. Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованные домашними хозяйствами, фирмами и правительством. Создание долга – это механизм, с помощью которого сбережения передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений. Следовательно, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга. Госдолг – это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам гос ценных бумаг, который равняется сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных избытков. Госдолг состоит из внутреннего и внешнего долга государства. Внутренний государственный долг – задолженность гос-ва домохозяйстствам и фирмам данной страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством. Внешний государственный долг – это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.

Основными причинами создания и увеличения государственного долга является: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов; циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики; сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей коррекции (уменьшение) государственных расходов; влияние политических циклов бизнеса – избыточное увеличение расходов в канун выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

Абсолютный размер госдолга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП, и на его величину влияет инфляция. Содержательнее являются относительные показатели задолженности.

Относительная величина госдолга (“долг / ВВП”) зависит от таких факторов, как уровень реальной %-ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в эк-ке возможно за условия, если темпы роста реального ВВП будет уменьшаться, а частица первичного бюджетного избытка относительно ВВП будет увеличиваться. В зависимости от характера последствий влияния долга на экономику, их разделяют на краткосрочных и долгосрочных.

Госдолг формируется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым из них можно отнести неблагоприятный инвестиционный климат, трансформационный состав пр-ва и сужения на этой основе налоговой базы, отрицательное сальдо торгового баланса, преобладания устаревшей технологической базы и в значительной мере морального старения, замедлены темпы производственного воссоздания. Субъективные факторы связаны с ситуативными просчетами в тактике внедрения реформ и фактическим отсутствием стратегии относительно развития финансового рынка. К тому же имеют место попытки решения текущих проблем “в пожарном порядке”. Логика конкретных макроэкономических и финансовых решений может быть продиктована как политическим рассуждениями, так и выбором в интересах общественного благосостояния. В любом случае долговыми перспективами определяется финансовое здоровье страны.

Проблемы управления государственным долгом

Многообразные формы и пути воздействия государственной задолженности на функционирование экономики объясняют необходимость постоянного внимания со стороны правительства к проблеме регулирования государственного долга.

Государственный долг используется как инструмент проведения стабилизационой, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. Самая большая трудность при этом – ввиду наличия и давления особых интересов различных социальных групп – совместить самые разнообразные, а иногда и противоречивые, но все-таки взаимосвязанные цели экономической политики.

Естественно, такое обширное использование государственной задолженности в механизме государственного регулирования экономики требует от правительства формирования определенной стратегии для управления госдолгом. При этом стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия финансирования дефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии в целом.

Именно эти два взаимосвязанных элемента в значительной мере определяют конкретные масштабы проведения тех или иных мероприятий в области налоговой политики, политики бюджетных расходов, объемов трансфертов и т.д. Все перечисленное выше однозначно свидетельствует о важности соответствующего регулирования как уже существующей, так и вновь возникающей государственной задолженности.

Управление государственным долгом может осуществляться на институциональном, техническом, собственно экономическом (макро- и микро) уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирования. Так, в частности, если речь идет о законодательном регулировании, то есть разработке новых законодательных актов в этой области, пересмотре старых и т.п., то можно говорить об институциональном аспекте регулирования долга. Если речь идет об изменении таких параметров, как срок погашения или доходность ценных бумаг, такое регулирование является техническим.

Изменение же объема государственного долга при проведении той или иной макроэкономической политики, то есть воздействие различных макроэкономических показателей (например, инфляции) на величину государственной задолженности, является иллюстрацией экономического регулирования долга. В целом от методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет ли государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.

Категория "управление" включает совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Искусство управления (регулирования) состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью наиболее быстрого решения поставленных задач и выполнения намеченных целей.

Управление государственной задолженностью следует понимать как в узком, так и в широком смыслах. Управление в широком смысле представляет по сути одно из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. При этом если речь идет о государственном долге, возникшем в случае предоставления государством гарантий по частным кредитам, то для более точного определения необходимо упомянуть и о деятельности государства как гаранта.

Управление в широком смысле обычно является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и включает в себя следующие элементы:

формирвание политики в отношении внешнего и внутреннего долга;

установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, необходимых для их финансирования);

определение направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга различных программ и пр.

Управление государственным долгом в узком смысле представляет собой совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, операциями по обслуживанию и рефинансированию государственного долга, а также по регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Многие методы управления государственным долгом в узком смысле (например, определение оптимального срока обращения государственных долговых обязательства в зависимости от конкретного состояния экономической конъюнктуры или регулирование доходности обращающихся ценных бумаг и т.п.) представляют собой сложную финансово-техническую проблему, исследуемую в работах о рынке ценных бумаг.

Наиболее интересным из аспектов являются возможности изменения состава и структуры государственной задолженности при постоянном совокупном объеме, в зависимости от желаемости тех или иных воздействий государственного долга на экономическую политику и функционирование экономики. Следует заметить, что в зарубежной экономической литературе подобные меры регулирования государственной задолженности описываются термином "debt management".

Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Бюджетное устройство определяет

Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны, ее законами.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов. Это главное звено финансовой системы.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны:

1) Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

2) Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

3) Бюджет конфедеративного (союзного) государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств, у каждого из которых действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств: дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).

Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

1) единство; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.