Малый бизнес
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица (индивидуальные предприниматели), группы физических лиц (простые, полные товарищества), фермерские хозяйства и юридические лица, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах. В настоящее время идет создание инфраструктуры малого предпринимательства, ассоциаций предпринимательских структур. Субъекты малого предпринимательства имеют поддержку и со стороны государственных органов в форме финансового кредитования, налоговых льгот, упрощенного порядка регистрации и т.д.
Развитие в стране малого предпринимательства направлено на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Малое предпринимательство способствует развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные (малые и средние) предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая доля производственных услуг. В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы. Малый бизнес играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов/
В российской экономике малый бизнес несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования и стилю жизни с опорой на собственные силы, собственную инициативу.
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют свои преимущества и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
• более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
• большая независимость действий субъектов;
• гибкость и оперативность в принятии и исполнении решений;
• относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
• большая возможность для индивида реализовать свои идеи, проявить способности;
• более низкая потребность в капитале и способность быстро вносить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности предприятия в целом. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и недостатки:
• более высокий уровень риска, соответственно более высокая степень неустойчивости положения на рынке;
• зависимость от крупных фирм;
• слабая компетентность предпринимателей и, как следствие,
просчеты в управлении предпринимательским делом; ,
• повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
• трудности в привлечении дополнительных финансовых средств
и получении кредитов;
• неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются в основном несовершенством регуляторов рыночных отношений, условиями
функционирования малых предприятий.
Малым предпринимательством в России могут заниматься индивидуальные граждане (физические лица), группы граждан в соответствии с договором-соглашением (простое товарищество) или учредительным договором (полное товарищество), члены крестьянского хозяйства и коммерческие организации юридические лица (малые предприятия).
Для признания предприятия малым оно должно удовлетворять следующим двум требованиям:
Во-первых: под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): промышленности, строительстве, транспорте - 100 человек; сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; оптовой торговле - 50 человек; розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Во-вторых: средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
С 1996 года в России проводится Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий.
Формы государственной поддержки малого бизнеса: льготное кредитование, применение упрощенной системы учета и отчетности, создание бизнес-инкубаторов, подготовка и переподготовка кадров для предпринимателей, предоставление информации и т.д.
- Введение
- Виды и формы предпринимательской деятельности
- Малый бизнес
- Регистрация предприятия
- Регистрация ооо (Общества с ограниченной ответственностью)
- Требования к оформлению документов
- Открытие расчетного счета
- Получение лицензий
- Проблемы возникающие при открытии своего дела
- Выбор системы налогообложения
- Перечень налоговых обязательств
- Упрощенная система налогообложения
- Определение налоговой базы
- Определение налоговых платежей
- Определение налоговой базы
- Определение налоговых платежей
- Глава 26.2 нк рф. Упрощенная система налогообложения (усно)
- Единый налог на вмененный доход
- Глава 26.3 нк рф. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд).
- Виды деятельности в отношении которых может применяться енвд:
- Взаимодействие с контролирующими органами во время проведения проверок
- Написание бизнес – плана
- 1. Проект реализуется за счет средств, привлеченных из одного источника.
- 3. Не проработана организационно-правовая схема реализации проекта
- 4. Недооценка длительности и издержек прединвестиционной стадии
- 5. Недоучет издержек на инвестиционной и операционной стадии
- 6. Раздел «Риски проекта» составлен формально
- Ошибки в организации финансовой деятельности
- 1. Ошибки в управлении движением денежных средств
- 2. Слишком большая доля заемных средств.
- 3. Неудовлетворительный бухгалтерский учет
- 4. Недостаток собственных средств
- 5. Неправильное использование денег фирмы
- Открытие своего бизнеса в кризис
- 4. Преимущества налогообложения.
- Р екомендуемая литература
- Содержание
- Ирина Викторовна Ильичева
- Справочное руководство для начинающих предпринимателей: открытие бизнеса и подготовка бизнес-планов