logo
Справочное руководство для предпр

Малый бизнес

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются физиче­ские лица (индивидуальные предприниматели), группы физичес­ких лиц (простые, полные товарищества), фермерские хозяйства и юридические лица, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах. В настоящее время идет создание инфраструктуры малого предпринимательства, ассо­циаций предпринимательских структур. Субъекты малого пред­принимательства имеют поддержку и со стороны государственных органов в форме финансового кредитования, налоговых льгот, упрощенного порядка регистрации и т.д.

Развитие в стране малого предпринимательства направлено на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной за­коном экономической деятельности. Малое предпринимательст­во способствует развитию конкуренции, наполнению потреби­тельского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предприни­мателей.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные (малые и средние) пред­приятия приходится более 95% общего количества предприятий. Тра­диционными сферами их деятельности служат вспомогательное, мало­серийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доми­нирующая часть бытовых и весомая доля производственных услуг. В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в ин­новационные процессы. Малый бизнес играет важную роль в формировании нового сред­него слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке эконо­мики, в сглаживании социальных конфликтов/

В российской экономике малый бизнес несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс насе­ления к основам рыночного хозяйствования и стилю жизни с опорой на собственные силы, собственную инициативу.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют свои преимущества и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринима­тельства, можно указать на следующие его преимущества:

• более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

• большая независимость действий субъектов;

• гибкость и оперативность в принятии и исполнении решений;

• относительно невысокие расходы, особенно затраты на управ­ление;

• большая возможность для индивида реализовать свои идеи, проявить способности;

• более низкая потребность в капитале и способность быстро вносить изменения в продукцию и производство в ответ на требо­вания местных рынков.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережени­ям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной моти­вации в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности предприятия в целом. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и недостатки:

• более высокий уровень риска, соответственно более высокая степень неустойчивости положения на рынке;

• зависимость от крупных фирм;

• слабая компетентность предпринимателей и, как следствие,

просчеты в управлении предпринимательским делом; ,

• повышенная чувствительность к изменениям условий хозяй­ствования;

• трудности в привлечении дополнительных финансовых средств

и получении кредитов;

• неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются в основном несовершенством регуляторов рыночных отношений, условиями

функционирования малых предприятий.

Малым предпринимательством в России могут заниматься индивидуальные граждане (физические лица), группы граждан в соответствии с договором-соглашением (простое товари­щество) или учредительным договором (полное товарищество), члены крестьянского хозяйства и коммерческие организации ­юридические лица (малые предприятия).

Для признания предприятия малым оно должно удовлетво­рять следующим двум требованиям:

Во-первых: под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):  промышленности, строительстве, транспорте - 100 человек; сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;  оптовой торговле - 50 человек;  розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;  в остальных отраслях и при  осуществлении других видов  деятельности - 50 человек. 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.  Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. 

Во-вторых: средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. 

С 1996 года в России проводится Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Формы государственной поддержки малого бизнеса: льготное кредитование, применение упрощенной системы учета и отчетности, создание бизнес-инкубаторов, подготовка и переподготовка кадров для предпринимателей, предоставление информации и т.д.