Взаимодействие с контролирующими органами во время проведения проверок
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля. В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
- Номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- Наименование органа государственного контроля;
- Фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- Наименование юридического лица или фамилии, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
- Цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- Правовые основания проведения мероприятия по контролю, в т.ч. нормативные правовые акты;
- Дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю, либо его заверенная печатью копия, предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятия по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Мероприятия по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. В целях проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановая проверка, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля также в случаях:
- Возникновения угрозы здоровья и жизни граждан;
- Обращения граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля не вправе:
- Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;
- Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- Требовать представление документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относящиеся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- Требовать образцы продукции для проведения экспертизы без оформления акта об отборе образцов в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами.
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в 2-х экземплярах.
В Акте указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа государственного контроля;
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего мероприятие по контролю;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю;
- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении с актом представителя юридического лица или частного предпринимателя, присутствующих при проведении мероприятия по контролю, их подписи, или отказ от подписи.
Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю под расписку.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени, проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, административных правонарушениях и о выданных предписаниях. А также указывают фамилию, имя, отчество, должность лица, осуществившего мероприятие по контролю, и его подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
Если к Вам пришли с проверкой, встречайте проверяющего всегда с улыбкой. Это психологически важно, т.к. проверяющий уже заранее настроен к Вам негативно, а своим резким поведением вы можете еще более это усилить. Не конфликтуйте, ведите себя спокойно.
При любой проверке вы имеете право ознакомиться с удостоверением личности проверяющего, названием и адресом его органа, телефоном. Этим правом не следует пренебрегать. Такого рода сведения следует записывать и сохранять. Это вам может пригодиться впоследствии, чтобы найти того, кто вас проверял. Всегда просите проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение.
За деятельностью предприятия осуществляют контроль:
Налоговая инспекция.
Территориальное управление Роспотребнадзора.
Трудовая инспекция.
Органы прокуратуры.
Органы санитарного надзора.
Органы пожарной безопасности.
Органы милиции.
Наиболее частые нарушения:
- отсутствие достоверной информации о товаре (не указана страна-производитель, сроки изготовления, сроки годности),
- нарушение санитарных правил (продажа без сертификатов, без документов, без подакцизных марок, несоответствие по качеству и комплектности нормативно-технической документации, продажа брака, просрочки, утиля, продажа без ценников),
- обман, обсчет, обмер, обвес покупателей.
За подобные нарушения предусмотрена административная ответственность, в некоторых случаях (вопрос безопасности, качества товара и др.) уголовная ответственность. Чтобы правильно организовать торговлю, необходимо знать ГОСТы на хранение и реализацию товаров. Один раз в год необходимо проводить государственную поверку всех весов.
Проверка налоговой инспекцией
Права налоговой инспекции определены в статье 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», в соответствии с которой государственным налоговым органам представляется право:
- производить проверки денежных документов, отчетов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- получать от предприятий, граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций;
- требовать от руководителей и др. должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и др. обязательных платежей в бюджет;
- приостанавливать операции предприятий по расчетным и др. счетам банках в случае не предоставления бухгалтерских отчетов, балансов и др. документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
- применять к предприятиям ... финансовые санкции;
- возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с положением ст.6 Закона РФ «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физические лица:
- за неприменение ККМ;
- за использование неисправной ККМ;
- за осуществление торговых операций после приостановления деятельности лица;
- за то, что лицо, осуществляющее торговлю, не вывесило ценник на продаваемый товар;
- за невыдачу чека покупателю.
За нарушение этого закона предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 МРОТ (1 МРОТ – 100 руб.). Штрафы могут налагаться как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрирована ККМ, так и на продавцов.
Проверка Территориальным управлением Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ, согласно которого ей предоставлены следующие права:
осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности;
производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или др. нормативного документа;
давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе товаров. также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Роспотребнадзор;
составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцами предписания;
передавать материалы в следственные органы;
выступать стороной в судах, арбитражных судах;
выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.
Директор обязан давать объяснения, связанные с результатом проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Роспотребнадзора.
Органы Роспотребнадзора полномочны на основании ст.224-6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания при следующих видах правонарушений:
- нарушение правил торговли (ст.146 КоАП), штраф: от 3 до 25 МОТ;
-незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 146-3 КоАП) штраф: от 3-х до 100 МОТ;
-продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 146-4 КоАП) штраф от 3-х до 25 МОТ;
- продажа товаров без документов (в т.ч. и без применения ККМ)(ст.146-5 КоАП) штраф от 50 до 100 МОТ;
- нарушение государственной дисциплины цен (ст.146-6 КоАП) штраф от 50 до 100 МОТ;
- обман потребителей в небольшом размере (ст.150-3 КоАП) штрф от 1 до 30 МОТ.
Работники Роспотребнадзора в процессе проверки составляют Акты, которые не являются решением. Решение по Акту принимает руководитель.
Роспотребнадзор обладает только теми полномочиями, которые не являются исключительной компетенцией других контролирующих органов.
- Давать правовую оценку и наказывать за санитарные правонарушения (неправильное ведение санитарной книжки, ее отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госкомсанэпиднадзора.
- Давать правовую оценку и наказывать за правонарушения, связанные с нарушением правил государственных стандартов, правил обязательной сертификации (просроченные сертификаты, их отсутствие и т.п.) - это исключительная компетенция органов Госстандарта.
Проверка органами Госстандарта
Органы Госстандарта осуществляют свою деятельность на основании Положения «О государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.05.1999г. №498.
Органы Госстандарта имеют право:
-запрашивать в установленном порядке у организаций независимо от организационно-правовой формы собственности документы и сведения по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта России;
-давать разъяснения по входящим в компетенцию Госстандарта России вопросам разработки и применения стандартов, правил, рекомендаций и иных документов по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, государственному контролю и надзору, инспекционному контролю;
-принимать в пределах своей компетенции постановления, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности.
Должностные лица Госстандарта России осуществляют от его имени и в соответствии с положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора, утверждаемым Правительством РФ, государственный контроль и надзор за:
-соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор, контроль за качеством и безопасностью товаров.
Проверка органами местного самоуправления
Полномочия органов власти местного самоуправления определены ст.44 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой установлено, что органы местного самоуправления на территории муниципального объединения имеют право:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
- анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителя;
- при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья потребителей незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;
- в случае выявления продажи товаров, не сопровождающейся достоверной и точной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков, если установление этих сроков обязательно, приостановить продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Что нужно сделать директору, если в магазин пришли с проверкой?
Проверить наличие распоряжения/приказа, документ личности, сверить их, убедиться, что этот уполномочен на проверку, записать его данные.
В ходе проверки нельзя препятствовать проверяющим, нужно предоставлять им всю необходимую информацию, не выходя за пределы коммерческой тайны. Следить за тем, чтобы в ходе проверки не возникло непроверенных, ложных, надуманных данных (отклеилась акцизная марка с бутылки и лежит рядом, надо быстренько приклеить, нет ценника на товар в этом месте, но он есть в другом.
Следить за оформлением результатов проверки. По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах (кто проверил, когда, какие нарушения, в какое время), 1 экз. остается у них, 2-й отдается или пересылается в вышестоящую организацию. Проверяющий делает запись в журнале проверок. Результаты мероприятий проверки не подлежит разглашению.
Директор должен внимательно прочитать составленный акт и подписывать его только в том случае, если со всем согласен, иначе потом это опротестовать будет сложно.
При взаимодействии с проверяющими нужно учитывать, что эти органы имеют широкие возможности и вести себя с ними следует предельно тактично, вежливо, грамотно.
Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнение работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законами и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Проверка органами милиции
Их полномочия при проведении проверок торговой деятельности определены пунктом 25 ст.11 Закон РФ «О милиции», в соответствии с которыми милиции предоставлены следующие права, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушений законодательства, регулирующего финансовую, предпринимательскую и торговую деятельность:
- беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности;
- проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления осмотр складских, торговых и иных служебных помещений, кредитные и финансовые операции, опечатать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей, проводить контрольные закупки;
- получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства;
- приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли в случае неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении нарушения.
Милиция в соответствии с пунктом 5 этой же статьи имеет право на составление протокола об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять иные меры, предусмотренные законом.
Помните, что милиция обязана предоставить вам копию протокола административного нарушения. Если сотрудник милиции откажется предоставить вам копию протокола и составит протокол в единственном экземпляре, то при подписании:
- поставьте прочерки в незаполненных графах;
- письменно укажите на бланке протокола, что сотрудник милиции отказался предоставить вам копию протокола;
- подпишите «с протоколом не согласен» и поставьте дату под вашей подписью.
На основании п.25 ст.11 Закона «О милиции» вас имеют право проверить только при наличии данных о ваших нарушениях, т.е. данные должны быть официальные, анонимки не должны проверяться.
Данные о нарушениях должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части РОВД, а заявления и письма - в журнале секретариата.
На основании зарегистрированных фактов нарушений сотрудникам милиции выдается направление на проверку конкретной торговой точки с указанием конкретных мотивов, повлекших за собой проверку. Наличие такого направления у сотрудника милиции свидетельствует о наличии у него полномочий.
Некоторые сотрудники милиции игнорируют данное положение, ссылаясь на то, что в законе «О милиции» нигде не сказано об обязательном наличии направления, однако в этом же законе полномочия на проведение проверки предоставлены милиции, т.е. органу, а не работнику милиции. От лица органа милиции может выступать только начальник милиции.
Если сотрудник милиции не имеет направления на проведение проверки, то и составленный им акт на проведение проверки не имеет юридической силы.
Однако если сотрудник милиции лично заметил правонарушение, то он обязан немедленно принять меры к устранению нарушения и для этого ему никакого направления не требуется. Сотрудник милиции имеет право изымать необходимые документы и материальные ценности, кредитные и финансовые операции (накладные, счета, приходные и расходные ордера и т. д.) только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушения.
Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты сотрудник милиции не имеет права.
Однако сотрудник милиции всегда имеет право проверить наличие вышеперечисленных документов. Сотрудник милиции не имеет полномочий проверять наличие у предпринимателей санитарных книжек.
Очень важно понимать, что сотрудники милиции вправе проверять наличие документов, но это не значит, что они вправе давать правовую оценку. Давать правовую оценку означает:
- квалифицировать событие как правонарушение;
- дать обоснование, в чем состоит данное правонарушение, и какие нормы законодательства при этом нарушены.
Сотрудники милиции не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам, как:
- сертификаты;
- лицензии;
- санитарные книжки и т.п.
Это означает, что выявленные, по мнению работника милиции, нарушения по вышеперечисленным документам он должен активировать и передать акты в компетентные органы для принятия по этим фактам нарушений соответствующих мер.
Чем акт отличается от протокола?
Акт - это документ, подтверждающий совершение некоего события. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица.
Протокол - это документ, квалифицирующий событие как правонарушение. В отличие от акта в протоколе кроме указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять только уполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе.
В соответствии со ст.203 Кодекса об административных правонарушениях органам внутренних дел даны полномочия давать правовую оценку и право налагать административные взыскания только за следующие виды правонарушений:
- незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 146-3 КоАП) - штраф: от 3-х до 100 МРОТ;
- продажа товаров без документов (в т. ч. без применения ККМ) ст.146-5 КоАП - штраф от 50-ти до 100 МРОТ;
- продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов (ст. 146-7 КоАП) - штраф от 10 до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара;
- обман потребителей в небольшом (до 1/10 МОТ) размере (ст. 150-3 КоАП) -штраф от 1 до 30 МРОТ.
- Введение
- Виды и формы предпринимательской деятельности
- Малый бизнес
- Регистрация предприятия
- Регистрация ооо (Общества с ограниченной ответственностью)
- Требования к оформлению документов
- Открытие расчетного счета
- Получение лицензий
- Проблемы возникающие при открытии своего дела
- Выбор системы налогообложения
- Перечень налоговых обязательств
- Упрощенная система налогообложения
- Определение налоговой базы
- Определение налоговых платежей
- Определение налоговой базы
- Определение налоговых платежей
- Глава 26.2 нк рф. Упрощенная система налогообложения (усно)
- Единый налог на вмененный доход
- Глава 26.3 нк рф. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд).
- Виды деятельности в отношении которых может применяться енвд:
- Взаимодействие с контролирующими органами во время проведения проверок
- Написание бизнес – плана
- 1. Проект реализуется за счет средств, привлеченных из одного источника.
- 3. Не проработана организационно-правовая схема реализации проекта
- 4. Недооценка длительности и издержек прединвестиционной стадии
- 5. Недоучет издержек на инвестиционной и операционной стадии
- 6. Раздел «Риски проекта» составлен формально
- Ошибки в организации финансовой деятельности
- 1. Ошибки в управлении движением денежных средств
- 2. Слишком большая доля заемных средств.
- 3. Неудовлетворительный бухгалтерский учет
- 4. Недостаток собственных средств
- 5. Неправильное использование денег фирмы
- Открытие своего бизнеса в кризис
- 4. Преимущества налогообложения.
- Р екомендуемая литература
- Содержание
- Ирина Викторовна Ильичева
- Справочное руководство для начинающих предпринимателей: открытие бизнеса и подготовка бизнес-планов