Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:
повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения
экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной
сферы;
повышение конкурентоспособности российской экономики;
снижение макроэкономических рисков;
формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации
экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.
Оценка темпов экономического роста в результате осуществления финансовой
политики основана на:
ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и
привлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициями
административных и налоговых издержек;
предполагаемом повышении эффективности использования факторов производства, в
частности росте производительности труда;
преодолении кризисных тенденций в мировой экономике.
Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока
российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата –
оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию
инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике
сохранится высокая норма валовых сбережений – 28-30 процентов валового
внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму
валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта в 2002 году до
23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в
основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.
Инвестиционные ресурсы предприятий будут увеличиваться как за счет
собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности
и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей
привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем
располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении за 2003-
2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с
учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с
54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до
65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в
1,61-1,73 раза.
Примерно такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за
счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в
том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение
доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на
обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению
конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а
развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования
в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.
В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет
за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста
цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.
Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного
управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе
услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в
секторе государственного управления позволят обеспечить повышение
производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.
В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и
15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в
зависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать на
ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия
для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной
сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по
сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения
производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по
оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная
заработная плата возрастет на 30-34 процента.
Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе
как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления
деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие
сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и
социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и
потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных
социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения
массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-
ориентированному экономическому росту.
Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств
будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и
повышению уровня жизни пенсионеров.
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25
процентов в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.
Прогнозируемое повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг
будет проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских
товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в
росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта
товаров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами.
Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной
активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости
будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной
продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров
возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против
9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).
Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости
экономического развития в целом.
Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное
сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть,
позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит
решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В
частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта
уменьшится до 24-25 процентов к началу 2006 года, а платежи по обслуживанию
снижения долга не будут превышать с 2006 года 31 процента доходов
федерального бюджета.
Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения
чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации
импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка
Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного
импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк
Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном
рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и
недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного
баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет за
три года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года.
При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около
40 процентов от значений номинального обменного курса.
Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных
монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а
также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен
на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с
последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.
Этот процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности рублевых
активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения
реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность
макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает
возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что
приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и
позволит повысить устойчивость экономического роста.
Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого
роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее
структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности
секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных
инвестиционных вложений.
Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и
сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут
стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового
внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.
Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового
внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой
структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и
производств, около 30 процентов – за счет технологических направлений
энергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническим
мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования
энергоресурсов.
Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации
российской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производство
первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн. т в условном
эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза
ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства
электроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов.
В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей.
Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве
составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году
это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента
соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении
и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом
опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом,
увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на
рынках товаров длительного пользования для населения.
Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового
внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого
предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма,
профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения
конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта
и связи).
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
| 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2008 год |
Инфляция (прирост), в % к декабрю предыдущего года | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 10-12 | 8-10 | 6,5-8,5 | 5-7 |
ВВП (прирост), в % к предыдущему году | 10,0 | 5,0 | 4,3 | 5,9 | 3,8-5,2 | 4,8-5,9 | 5,0-6,5 |
Структура производства ВВП, %: |
|
|
|
|
|
|
|
производство товаров | 40,2 | 38,3 | 36,5 | 35,7 | 35,4 | 35,1 | 34,4 |
производство услуг | 49,2 | 51,0 | 54,0 | 53,4 | 53,8 | 54,1 | 54,8 |
Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 5,9 | 3,6-4,7 | 4,0-5,2 | 4,6-5,7 |
Структура промышленного производства, %: |
|
|
|
|
|
|
|
доля добывающих отраслей | 50,4 | 48,1 | 49,0 | 49,4 | 48,9 | 48,2 | 45,7 |
доля обрабатывающих отраслей | 49,6 | 51,9 | 51,0 | 50,6 | 51,1 | 51,8 | 54,3 |
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году | 7,7 | 7,5 | 1,7 | 1,0 | 3,5-4,0 | 3,5-4,0 | 3,5-4,0 |
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к предыдущему году | 17,4 | 8,7 | 2,6 | 9,3 | 6,6-8,0 | 8,2-9,2 | 8,2-9,5 |
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США | 4,4 | 4,0 | 4,0 | 6,5 | 7,1-7,8 | 7,8-8,5 | 10-12 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 105,0 | 101,9 | 107,2 | 124,9 | 113,2-125 | 114,6-131,4 | 126-153 |
Структура экспорта, %: |
|
|
|
|
|
|
|
сырье и материалы | 91,4 | 89,8 | 90,7 | 91,3 | 90,7 | 90,3 | 89,0 |
машинотехническая продукция | 8,6 | 10,2 | 9,3 | 8,7 | 9,3 | 9,7 | 11,0 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 44,9 | 53,8 | 61,0 | 71,0 | 76,2-78,4 | 81,8-86,5 | 98-112 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (среднегодовой): |
|
|
|
|
|
|
|
общая | 10,5 | 9,0 | 8,0 | 8,3 | 8,4-8,0 | 8,2-7,9 | 7,1-7,2 |
официально зарегистрированная | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 2,2 | 2,5-2,4 | 2,4-2,2 | 2,0 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году | 111,9 | 108,5 | 109,9 | 109,2 | 106,7-108,1 | 106,7-108,1 | 106,5-108,0 |
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП | 14,1 | 14,6 | 15,6 | 15,1 | 14,3 | 13,5 | 13,0 |
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП | 25,8 | 25,8 | 28,1 | 26,5 | 24,8 | 23,2 | 22,5 |
- Содержание
- Ведение
- Сущность и цели финансовой политики
- Виды финансовой политики и механизм ее реализации
- Задачи финансовой политики
- Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития
- Развитие конкуренции в Российской Федерации
- Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества
- Развитие институциональных инвесторов
- Реформирование банковской системы
- Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
- Развитие рынка страховых услуг
- Развитие малого бизнеса
- Оптимизация форм государственного регулирования экономики
- Повышение открытости экономики
- Присоединение к международным торгово-экономическим организациям
- Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы
- Поддержка экспорта
- Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики
- Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование
- Макроэкономические условия проведения реформ
- Денежно-кредитная политика
- Налоговая политика
- Бюджетная политика
- Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
- Предполагаемые результаты
- Заключение
- Список использованной литературы
- Глава 1 Сущность финансовой политики
- Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации
- Глава 1 Сущность финансовой политики
- Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации