logo
Финансовая политика Российской Федерации на

Предполагаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:

повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения

экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной

сферы;

повышение конкурентоспособности российской экономики;

снижение макроэкономических рисков;

формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации

экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

Оценка темпов экономического роста в результате осуществления финансовой

политики основана на:

ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и

привлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициями

административных и налоговых издержек;

предполагаемом повышении эффективности использования факторов производства, в

частности росте производительности труда;

преодолении кризисных тенденций в мировой экономике.

Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока

российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата –

оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию

инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике

сохранится высокая норма валовых сбережений – 28-30 процентов валового

внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму

валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта в 2002 году до

23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в

основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.

Инвестиционные ресурсы предприятий будут увеличиваться как за счет

собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности

и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей

привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем

располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении за 2003-

2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с

учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с

54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до

65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в

1,61-1,73 раза.

Примерно такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за

счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в

том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение

доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на

обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению

конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а

развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования

в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет

за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста

цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.

Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного

управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе

услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в

секторе государственного управления позволят обеспечить повышение

производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и

15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в

зависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать на

ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.

Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия

для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной

сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по

сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения

производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по

оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная

заработная плата возрастет на 30-34 процента.

Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе

как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления

деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие

сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и

социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и

потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных

социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения

массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-

ориентированному экономическому росту.

Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств

будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и

повышению уровня жизни пенсионеров.

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25

процентов в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.

Прогнозируемое повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг

будет проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских

товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в

росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта

товаров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами.

Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной

активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости

будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной

продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров

возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против

9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).

Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости

экономического развития в целом.

Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное

сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть,

позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит

решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В

частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта

уменьшится до 24-25 процентов к началу 2006 года, а платежи по обслуживанию

снижения долга не будут превышать с 2006 года 31 процента доходов

федерального бюджета.

Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения

чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации

импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка

Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного

импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк

Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном

рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и

недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного

баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет за

три года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года.

При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около

40 процентов от значений номинального обменного курса.

Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных

монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а

также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен

на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с

последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.

Этот процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности рублевых

активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения

реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность

макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает

возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что

приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и

позволит повысить устойчивость экономического роста.

Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого

роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее

структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности

секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных

инвестиционных вложений.

Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и

сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут

стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового

внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.

Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового

внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой

структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и

производств, около 30 процентов – за счет технологических направлений

энергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническим

мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования

энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации

российской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производство

первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн. т в условном

эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза

ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства

электроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов.

В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей.

Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве

составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году

это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента

соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении

и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом

опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом,

увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на

рынках товаров длительного пользования для населения.

Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового

внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого

предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма,

профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения

конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта

и связи).

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2008 год

Инфляция (прирост), в % к декабрю предыдущего года

20,2

18,6

15,1

10-12

8-10

6,5-8,5

5-7

ВВП (прирост), в % к предыдущему году

10,0

5,0

4,3

5,9

3,8-5,2

4,8-5,9

5,0-6,5

Структура производства ВВП, %:

производство товаров

40,2

38,3

36,5

35,7

35,4

35,1

34,4

производство услуг

49,2

51,0

54,0

53,4

53,8

54,1

54,8

Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году

11,9

4,9

3,7

5,9

3,6-4,7

4,0-5,2

4,6-5,7

Структура промышленного производства, %:

доля добывающих отраслей

50,4

48,1

49,0

49,4

48,9

48,2

45,7

доля обрабатывающих отраслей

49,6

51,9

51,0

50,6

51,1

51,8

54,3

Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году

7,7

7,5

1,7

1,0

3,5-4,0

3,5-4,0

3,5-4,0

Инвестиции в основной капитал, прирост в % к предыдущему году

17,4

8,7

2,6

9,3

6,6-8,0

8,2-9,2

8,2-9,5

Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США

4,4

4,0

4,0

6,5

7,1-7,8

7,8-8,5

10-12

Экспорт товаров, млрд. долл. США

105,0

101,9

107,2

124,9

113,2-125

114,6-131,4

126-153

Структура экспорта, %:

сырье и материалы

91,4

89,8

90,7

91,3

90,7

90,3

89,0

машинотехническая продукция

8,6

10,2

9,3

8,7

9,3

9,7

11,0

Импорт товаров, млрд. долл. США

44,9

53,8

61,0

71,0

76,2-78,4

81,8-86,5

98-112

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (среднегодовой):

общая

10,5

9,0

8,0

8,3

8,4-8,0

8,2-7,9

7,1-7,2

официально зарегистрированная

1,5

1,5

1,7

2,2

2,5-2,4

2,4-2,2

2,0

Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году

111,9

108,5

109,9

109,2

106,7-108,1

106,7-108,1

106,5-108,0

Расходы федерального бюджета, в % от ВВП

14,1

14,6

15,6

15,1

14,3

13,5

13,0

Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП

25,8

25,8

28,1

26,5

24,8

23,2

22,5