Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики
возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и
осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 –
1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к
саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую
жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в
работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 – 40-ые годы задачи
финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов
перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и
расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее
задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения
темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную
финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в
совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и
стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и
другими.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие
экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста,
политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему
финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового
национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая
финансовая политика включает:
– рост государственных расходов;
– снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет,
финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в
период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики
государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его
типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать. стабильность цен, то
считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было
бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и
сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической
ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные
различия. Например, политика экономического роста может проводиться
государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже
превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как
стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена
на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и
применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания
кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
– уменьшение правительственных расходов;
– увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное
сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача
контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в
той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует
подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на
хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1) Выработка научно обоснованных концепций развитии финансов, которая
формируется на основе изучения требований экономическим законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2) Определение основных направлений использования финансов на перспективу и
текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики.
Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения
финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические
факторы.
3) Собственно осуществление практических действии направленных на достижение
поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается
лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих
ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает
все возможности финансового регулирования,
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно
правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к
первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется
особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой
системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности,
позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без
непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума
необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части
государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть
спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения
поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования
налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во
втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а
правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов
граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению
налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики.
Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии
автоматически регулировать экономику Действительно, ведь при подъеме с
увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые
в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них
можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги,
за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда
занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает
давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период
слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем
увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к
снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.
Другие типы пособий – такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы
социального страхования, – по характеру своего автоматического
антициклического регулирования также относятся и стабилизирующему типу.
2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам:
когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные
продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая
излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство
выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные
средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой
стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское
сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания
иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные
юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже
если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к
ослаблению спроса на товары и ycлуги, который иначе был бы предъявлен
вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В
другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к
стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности к потреблению Так, индивид, стремясь поддержать
привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего
дохода.
Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации,
без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию
все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменена экономической
ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода,
налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не
учитывается эффект мультипликации, которым существенно ослабляет действие
стабилизатора.
2) Политические и другие внеэкономические соображения препятствующие
пассивным действиям правительства.
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при
помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики,
несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику,
представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами
и правительственными расходами с целью изменения реального объема
национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
– общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
– социальные программы;
– правительственные закупки;
– государственные инвестиции;
– изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
– управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую
политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы связанные с
государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики
широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие –
безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую
являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные
примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку
новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень
безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также
освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив
страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется
фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в
стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны.
Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты
предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за
собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько
месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно
уже невооруженным глазом.
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные
органы начинают вырабатывать общественные программы но к тому времени, когда
они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже
исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.
В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются
неэффективным инструментом дискреционной политики.
Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются
государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство
может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды
инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же
депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.
Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации
является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно
сократить, когда положение снова улучшится.
Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление
финансами, – правительственные закупки и инвестиции. Увеличение
государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие
промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается
следующим макороэкономическим законом:
S+M = С + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме
потребления инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе
говоря, рост G или In приведет к смещению кривой С + In + Xn + G вверх
относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.
Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики
финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в
течение всего экономического цикла.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и
других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую
систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма
различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные
виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие
объекты, установленные законодательными актами.
Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух типов. Первый вид –
налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль
фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу
(социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на
собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли
и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или
юридического лица, их называют прямыми налогами.
Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или
налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и
услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену
товаров или услуг.
Итак, основными налогами в Российской Федерации являются:
1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий собой вычет из годовых
доходов налогоплательщика.
2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взимается с чистой прибыли
юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично самими
рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные
фонды: по безработице, пенсионный и так далее.
4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество дарение и наследство.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а
также НДС.
Исходя из описанной системы налогообложения представляется возможным выделить
такие главные принципы фискальной политики:
а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных
физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены
дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть
прогрессивным.
б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара,
доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его
неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит
предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна
замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель
платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от
продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского
законодательства, что подчас приводит к обложению товара налогом несколько
раз подряд на каждом этапе его производства.
в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять
сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и
санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов
были менее выгодными , чем своевременное и честное выполнение обязательств
перед налоговыми органами.
г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для
налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.
д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям.
е) Налоговая система должна обеспечивать эффектноe перераспределение
создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана
отвечать основным принципам построения налоговой системы российского
государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.
Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие
функции государственного управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая
функция налогов;
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними,
недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);
3. Государственное антициклическое и противоинфляционое, секторальное,
отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая
функция).
Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что
большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, тогда как
другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует
недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и
чересчур много отдает другим.
В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости oт
способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного
налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально
большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального
налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо
от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере
возрастания налоговой базы (дохода).
Анализируя налоги как средство государственного управления деловой
активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:
– установление и изменение системы налогообложения;
– определение налоговых ставок, их дифференциация;
– предоставление налоговых льгот – освобождение от налогов части прибылей и
капитала с условиями их целевого использования и соответствии с задачами
общей экономической политики правительства.
Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так,
глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению
стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса,
занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов –
обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.
Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать или
уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем
косвенных налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на цены
товаров и услуг.
Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство
изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные
уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины
– вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а
вслед за этим и отечественныx товаров, к снижению внешнеторгового оборота.
Понижение или отмен пошлин влекут за собой обострение конкуренции на
внутреннем рынке замедление роста цен, активизацию внешней торговли.
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика основанная на
использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков.
Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением
в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок
налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного
снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического
факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги
после преодоления спада.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство,
имея возможность применять все элементы финансовой политики обладает
мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми
трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно
лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и
правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
Российская финансовая политика: тенденции и
перспективы
Социально-экономические
проблемы и ограничения развития
Финансовая политика Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-
2005 годы) направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни
населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального
неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны
в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном
повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности
государственного управления, бизнеса и «человеческого капитала».
Средством достижения целей финансовой политики является формирование модели
российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.
Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное
число задач, поставленных в предыдущих планах действий Правительства
Российской Федерации. Приняты пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный
кодексы Российской Федерации, новая редакция Таможенного кодекса, Федеральный
закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», базовые законы,
необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и
электроэнергетики. Осуществляется пенсионная реформа с введением
накопительных механизмов.
Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного
административного давления на бизнес – снижено количество лицензируемых видов
деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными
органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Принят федеральный
закон, направленный на изменение системы регистрации индивидуальных
предпринимателей, Государственной Думой рассматривается проект закона,
предусматривающий запрет на осуществление органами государственного контроля
(надзора) плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение
трех лет с момента их государственной регистрации, принят Федеральный закон
«О техническом регулировании», который ограничивает сферу применения
обязательных требований к продукции.
В области реформирования системы налогообложения было сделано несколько
важнейших шагов: введены «плоская шкала» подоходного налога и регрессивная
шкала единого социального налога, снижен налог на прибыль, установлен налог
на добычу полезных ископаемых.
Удалось добиться продвижения на переговорах по присоединению России к
Всемирной торговой организации – началось обсуждение итогового доклада
рабочей группы.
Признанием успешности российских реформ, обеспечивших макроэкономическую
стабильность, можно считать последовательное повышение за последние годы
Организацией экономического сотрудничества и развития и международными
рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России
Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.
Государственной Думой принят в первом чтении Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле» (новая редакция), рассматривается проект
федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации», направленный на защиту прав и интересов вкладчиков банков,
укрепление доверия к банковской системе.
Подготовлен ряд законопроектов, касающихся изменения действующего режима
применения налога на имущество организаций и налога на имущество, переходящее
в порядке наследования или дарения. Принят федеральный закон,
предусматривающий отмену налогового контроля за расходами граждан.
Разработана концепция создания и развития финансовой (гарантийной) системы
поддержки экспорта промышленной продукции.
Вместе с тем отдельные задачи не были решены. Не принята концепция развития
газовой отрасли, что создает некоторые неопределенности в проведении реформ в
области электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Не удалось в
полном объеме реализовать меры по дебюрократизации экономики, в частности
упростить процедуру регистрации юридических лиц.
Не завершен перевод в форму оплаты труда и денежного довольствия натуральных
льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных
служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов.
Не удалось обеспечить законодательное оформление предложений по развитию
системы обязательного медицинского страхования и внедрению механизмов,
стимулирующих добровольное страхование здоровья и жизни, реализовать меры,
направленные на повышение адресности государственной социальной помощи.
По мере решения первоочередных задач выявились ограничения для экономического
роста и повышения конкурентоспособности экономики, что требует смещения
акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления
преобразований.
Наиболее успешным периодом экономического развития Российской Федерации по
большинству макроэкономических показателей можно считать 1999-2002 годы.
Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26
процентов, промышленное производство – более чем на 37 процентов. Реальные
располагаемые денежные доходы населения практически соответствуют уровню 1998
года, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Снизилась
безработица. Увеличилась производительность труда, хотя темп ее роста заметно
уступал темпу роста реальной заработной платы, что объяснялось, в том числе,
восстановлением среднего уровня заработной платы после его падения в 1998-
1999 годах.
Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась поддержанием
совокупного профицита консолидированного бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов и состоянием платежного баланса. Снизились темпы
инфляции, хотя рост потребительских цен несколько превышал прогнозные
показатели. Увеличилась степень монетизации экономики, что способствовало
повышению платежной дисциплины. Устойчивой и предсказуемой оставалась
ситуация на валютном рынке, по графику обслуживался государственный долг,
золотовалютные резервы Банка России увеличились за три последних года почти в
4 раза и составили на конец первого полугодия 2003 г. 64,9 млрд. долларов
США.
Вместе с тем еще нельзя говорить о создании прочной основы долгосрочного
устойчивого роста и о ликвидации зависимости от конъюнктуры мирового рынка
энергоносителей.
При этом сам уровень экономического развития России остается низким. Валовый
внутренний продукт на душу населения составляет около 7800 долларов США по
паритету покупательной способности и менее 2500 долларов по текущему
обменному курсу, что в несколько раз ниже показателей не только ведущих, но и
многих развивающихся стран. Это обусловливает низкое качество жизни и высокий
уровень бедности.
Уровень экономического развития определяет место России в мире и влияет на
способность государства проводить самостоятельную политику. Усилившиеся в
конце прошлого века тенденции глобализации привели к уменьшению
межгосударственных барьеров для перемещения капитала, рабочей силы,
технологий, информации. В этих условиях первостепенное значение для России
приобретает задача поддержания конкурентоспособности в целях привлечения
мировых экономических ресурсов.
Основными факторами посткризисного роста экономической активности являлись
прежде всего благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и девальвация
рубля, а также изменение мотивации хозяйствующих субъектов. Все большая часть
предприятий приспосабливается к рыночным условиям. При этом развитие рыночных
институтов и инфраструктуры создают условия для обеспечения экономического
роста.
На начальном этапе посткризисного развития (1999-2001 годы) благодаря жесткой
бюджетной политике, предсказуемой кредитно-денежной политике и сдерживанию
роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий
девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали и временно
повысила ценовую конкурентоспособность российской продукции как на внешнем,
так и на внутреннем рынке. Это дало импульс к оживлению деловой активности во
всех сферах экономики.
Кроме того, значительный приток доходов от экспорта оказывал стимулирующее
воздействие на внутренний спрос, как инвестиционный, так и потребительский.
Влияние первого фактора роста – девальвации рубля – практически исчерпано.
Второй фактор – рост внутреннего спроса за счет высоких экспортных цен на
сырьевые товары – хотя и продолжает действовать, но зависит от мировой
конъюнктуры, поэтому не может обеспечить устойчивого роста. Уровень
развитости рынков и инфраструктуры также не способен обеспечить дальнейшее
динамичное развитие экономики. Резервы загрузки производственных мощностей
практически использованы. Увеличение реальных доходов населения (за последние
три года примерно на треть) привело к качественной трансформации структуры
потребления. По мере повышения доходов население отдает предпочтение
приобретению более дорогих и качественных товаров.
В условиях, когда производство таких товаров в России было гораздо менее
конкурентоспособно (в первую очередь это касается товаров длительного
пользования), насыщение спроса происходило за счет роста импорта. В
результате в 2002 году импорт увеличился на 13 процентов.
Таким образом, в последующие годы необходимо обеспечить активизацию
внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет
инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения
издержек производства.
Главным фактором, сдерживающим такие инвестиции, остается недостаточная
привлекательность российских активов для вложения капитала. Неблагоприятная
среда для отечественного и иностранного инвестора выражается в отсутствии
стабильных правил игры, эффективной системы правоприменения, в неразвитости
рыночной инфраструктуры.
Эти факторы препятствуют не только эффективной инвестиционной деятельности,
но и другим, менее капиталоемким направлениям повышения конкурентоспособности
(внедрению инноваций, мер по снижению издержек).
Отсутствие радикальных сдвигов в улучшении делового климата не позволяет
создать условия для преодоления сырьевой направленности структуры экономики.
На долю отраслей ТЭК приходится около 30 процентов объема промышленного
производства России, 32 процента доходов консолидированного и 54 процента
федерального бюджета, 54 процента экспорта, около 45 процентов валютных
поступлений. Отсутствие межотраслевого перетока капитала сохраняет отсталость
перерабатывающих секторов экономики.
Другая диспропорция – относительно невысокая по сравнению с другими странами
доля малых и средних предприятий в объеме валового внутреннего продукта и
численность работающих. Это снижает возможности экономики к адаптации в
условиях меняющихся внешних факторов, колебания потребительского спроса,
ускоренного развития технологий.
Существует ряд ограничений для осуществления предпринимательской деятельности
в целом.
Во-первых, нынешнее состояние рыночных институтов и инфраструктуры задает
высокий уровень трансакционных и производственных издержек в экономике. Это
следствие прежде всего низкой конкуренции на рынках (товарных и ресурсных), а
также незавершенности преобразований в секторах, предоставляющих услуги как
финансового, так и производственного характера.
Финансовая инфраструктура не обеспечивает эффективного выполнения функций
финансового посредничества. Объем имеющегося в экономике капитала, несмотря
на значительный отток его за рубеж в предыдущие годы, достаточно велик для
финансирования модернизации производства. Свободные средства есть у крупных
сырьевых компаний, почти не задействован потенциал частных сбережений
населения, на рынок уже с 2002 года начали выходить долгосрочные пенсионные
накопления. В то же время инструменты финансового посредничества, призванные
направить свободные финансовые ресурсы в те сферы экономики, где они могут
быть использованы с большей экономической эффективностью, в том числе в
секторы с высокой добавленной стоимостью, по-прежнему недостаточно развиты.
Недостаточное развитие финансовой системы наряду с высокими рисками
инвестирования в несырьевой сектор не позволяет использовать преимущества
благоприятной конъюнктуры на мировых рынках для прогрессивных структурных
сдвигов. Регулирование цен на энергетические ресурсы не стимулирует их
экономию и инвестиции в современные энергосберегающие технологии, что
сдерживает рост конкурентоспособности экономики.
Во-вторых, остается недопустимо высоким и обременительным вмешательство
государства в экономическую деятельность. Это касается широких полномочий
государственных органов в перераспределении экономических ресурсов,
неэффективности судебной и правоохранительной системы, большого количества
административных барьеров и высокой налоговой нагрузки на предпринимательскую
деятельность. При этом государство не обеспечивает в достаточной степени
эффективное предоставление услуг в тех областях, где оно обязано это делать,
что по-прежнему стимулирует отток капитала и уклонение от уплаты налогов.
В-третьих, экономика России остается относительно закрытой и изолированной в
силу неэффективного таможенного и избыточного валютного регулирования, а
также несоответствия российских стандартов международным.
Не в полной мере задействованы такие инструменты торговой политики, как
тарифные и нетарифные меры, специальные защитные меры.
В-четвертых, неэффективность системы предоставления социальных услуг при
низком уровне оплаты труда препятствует нормальному воспроизводству
«человеческого капитала».
- Содержание
- Ведение
- Сущность и цели финансовой политики
- Виды финансовой политики и механизм ее реализации
- Задачи финансовой политики
- Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития
- Развитие конкуренции в Российской Федерации
- Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества
- Развитие институциональных инвесторов
- Реформирование банковской системы
- Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
- Развитие рынка страховых услуг
- Развитие малого бизнеса
- Оптимизация форм государственного регулирования экономики
- Повышение открытости экономики
- Присоединение к международным торгово-экономическим организациям
- Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы
- Поддержка экспорта
- Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики
- Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование
- Макроэкономические условия проведения реформ
- Денежно-кредитная политика
- Налоговая политика
- Бюджетная политика
- Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
- Предполагаемые результаты
- Заключение
- Список использованной литературы
- Глава 1 Сущность финансовой политики
- Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации
- Глава 1 Сущность финансовой политики
- Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации