2. Последовательность проработки вопросов для постановки бюджетирования.
Для постановки системы бюджетирования на предприятии и обеспечения ее эффективного функционирования необходимо провести ряд подготовительных работ. Рассмотрим их более подробно. Проектирование и утверждение финансовой структуры предприятия. Данный этап предполагает:
составление перечня бизнес-процессов (виды хозяйственной деятельности, основные виды реализуемых изделий, работ и услуг) - анализ правового статуса структурных подразделений; проверка степени технологической, производственной, сбытовой, региональной и иной обособленности в деятельности структурных подразделений;
определение типа организационной структуры управления компании - дивизиональная или линейно-функциональная;
распределение бизнес-процессов по структурным подразделениям, определение структурных подразделений, не занимающихся бизнесом (без источников дохода);
распределение доходов, расходов и затрат по структурным подразделениям, определение регулируемых и нерегулируемых затрат;
выявление структурных подразделений, способных отвечать за движение денежных средств;
составление перечня центров ответственности;
разработку положения о финансовой структуре предприятия.
Если говорить о бюджетировании как об инструментарии, который используется в системе управления, то предполагается, что на предприятии развиты все функции, присущие данной системе: планирование, организация, мотивация, контроль и анализ.
Планирование долгосрочных планов должно быть непрерывным, а бизнес-планы компании нужно пересматривать ежегодно с учетом достигнутых результатов. Кроме того, цели, которые компания ставит перед собой, должны быть не только четкими, но и обоснованными. В противном случае грамотный бюджет сформировать невозможно.
Определение технологии бюджетирования. В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы основных, операционных, вспомогательных бюджетов, разрабатывается последовательность их составления для центров ответственности и предприятия в целом, уточняются особенности консолидации бюджетов.
Бюджетное планирование затрат предполагает движение по цепочке: запланированный объем производства - нормы расхода на единицу продукции (товара) - затраты. Планирование объемов производства зависит от плана продаж и, как правило, проблем не вызывает. Сложности возникают на этапе применения нормативов, когда компании нередко допускают следующие ошибки: нормативы расходов на единицу продукции не пересматриваются в течение длительного времени.
Определение форматов основных бюджетов. На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.
Разработка бюджетного регламента. В ходе реализации этого этапа определяются бюджетный период, сроки представления бюджетной отчетности центров ответственности, порядок согласования, корректировки и консолидации бюджетов.
Автоматизация бюджетирования. При разработке методологии бюджетирования и выбора информационной системы для автоматизации бюджетных процессов также могут быть допущены некоторые недочеты. Нередко консультанты по внедрению информационной системы утверждают, что "система может все", и просят заказчика представить финансовую структуру компании, бюджетные классификаторы и справочники, форматы бюджетов, их взаимосвязи и т.д.
Билет № 3
1. Функции бюджета.
Главные цели бюджетирования можно сформулировать следующим образом:
1. Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде.Контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления плановых и фактических результатов деятельности и последующим их детальным анализом причин отклонений.
2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.
Частными целями бюджетирования можно считать:
-максимизация выручки (дохода);
-минимизация затрат;
-удержание и расширение рынка сбыта;
-достижение и поддержание определённых темпов роста экономических показателей организации;
-технологическое лидерство в отрасли;
-создание определённого имиджа организации;
-максимизация рыночной стоимости организации и др.
Бюджетирование может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования должна реализовывать несколько поставленных целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.
Система бюджетирования нацелена на анализ различных вариантов финансовых последствий реализации намеченных планов, также предусматривается анализ различных вариантов изменения финансового состояния предприятия и оценки финансовой устойчивости, в условиях постоянно меняющейся рыночной среды.
Бюджетирование выполняет следующие основные функции:
1. Функция планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
2. Функция учёта. Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
3. Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать действия.
Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.
Система бюджетирования в управленческом учёте позволяет отражать: движение денежных средств, финансовых ресурсов, активов предприятия.
- 1. Методы определения стратегических целей предприятия. Последовательность реформирования управления финансами и компанией в целом.
- 2. Бюджетирование и управленческий учет, взаимосвязь
- 1.Центры финансового учета и ответственности. Центры доходов. Центры затрат. Центры прибыли. Центры инвестиций.
- 2. Последовательность проработки вопросов для постановки бюджетирования.
- 2.Бюджетирование и нормативное отражение процесса его постановки на предприятии.
- 1.Цели и задачи управления элементами оборотного капитала решаемые при постановке бюджетирования.
- 2.Особенности управления оборотным капиталом медицинского предприятия. Методы управления элементами оборотного капитала.
- 1.Формирование состава задач управления оборотным капиталом, отвечающих стратегическому уровню планирования.
- 2.Анализ финансового и производственного цикла предприятия для постановки бюджетирования.
- 1.Оценка объемов потенциальных продаж.
- 2.Оценка капиталовложений в сырье и материалы.
- 1.Оценка объемов иммобилизации в незавершенное производство
- 2.Анализ запасов для постановки бюджетирования
- 2. Коэффициенты инкассации. Методы расчета коэффициентов инкассации.
- 1. Анализ денежных потоков, для постановки бюджетирования.
- 2. Особенности управления затратами учитываемые при разработке операционных бюджетов.
- 1.Классификация затрат, используемая при постановке бюджетирования. Методы калькулирования себестоимости продукции.
- 2.Особенности управления затратами учитываемые при разработке операционных бюджетов.
- 1. Разнесение накладных расходов по видам продукции или подразделениям, при постановке бюджетирования.
- 2. Структура основного бюджета.
- 1. Операционный бюджет и его состав.
- 2.Финансовый бюджет и его состав.
- 1.Модели основного бюджета.
- 2.Модель бюджета предприятия сферы услуг. Модель бюджета медицинского предприятия.
- 1. Подходы к разработке бюджетов
- 2. Формирование нормативов операционных бюджетов
- 1.Разработка бюджета продаж.
- 2.Разработка бюджета производства. Учет инфляционных факторов.
- 1. Расчет плановой величины дебиторской задолженности
- 2.Разработка бюджета запасов. Разработка бюджета затрат на материальные ресурсы.
- 1.Взаимосвязь бюджета запасов и затрат на материальные ресурсы с производственной программой. Учет инфляционных факторов.
- 2.Варианты бюджетов при широкой номенклатуре материальных ресурсов. Использование натуральных и стоимостных нормативов.
- 1.Разработка бюджета на оплату труда.
- 2.Бюджет коммерческих расходов.
- 1.Бюджет общепроизводственных расходов.
- 2.Бюджет управленческих расходов.
- 1.Специфика отражения амортизационных начислений.
- 2.Составление плановой сводной калькуляции себестоимости продукции.
- 1.Особенности налогового бюджетирования
- 2.Разработка инвестиционного бюджета.
- 1.Методы расчета инвестиционного бюджета: «от возможностей» или «от потребностей». Планирование выбытия внеоборотных активов.
- 2.Разработка бюджета заимствований. Оценка потребностей во внешнем финансировании.
- 1.Обобщение налоговых бюджетов
- 2.Разработка бюджета денежных
- 1. Взаимосвязи бюджета денежных средств с операционными и финансовыми бюджетами.
- 2. Разработка бюджета прибылей убытков.
- 1.Разработка бюджетного баланса
- 2.Бюджетный баланс как метод контроля корректности бюджетирования и итоговый документ бюджета предприятия.
- 1.Классификация отклонений от бюджетных показателей. План-факторный анализ.
- 2.Анализ отклонений фактического выполнения от бюджета.
- 1.Разработка пакета внутренних управленческих документов по бюджетирования
- 2. Оценка эффективности системы бюджетирования
- 1.Определение эффективности функционирования системы бюджетирования комплексным методом.
- 2.Особенности планирования бюджетных организаций, нормативная регламентация.
- 1.Смета доходов и расходов медицинского учреждения
- 2. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 1. Программно-целевое планирование и бор
- 2.Использование методов коммерческого бюджетирования в деятельности бюджетных медицинских учреждений.