logo search
Администрирование упрощенного и вмененного режимов налогообложения по материалам Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Курской области

1.2 Особенности проведения налоговых проверок по упрощенному и вмененному режиму налогообложения

Проверки при применении плательщиками упрощенной системы налогообложения (УСН).

Основным отличием камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки является то, что она проводится по месту нахождения налогового органа. Данное правило осталось неизменным и после внесения изменений Федеральным законом N 137-ФЗ.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ проведение налоговых проверок (в том числе камеральных) является правом налогового органа, а не его обязанностью.

Провести камеральные налоговые проверки в отношении абсолютно каждой налоговой декларации (расчета), подаваемой всеми налогоплательщиками, не представляется возможным с практической точки зрения, т.к. количество сотрудников налоговых органов, специально уполномоченных проводить такие проверки, в расчете на одну налоговую инспекцию ограничено в среднем несколькими десятками, а число налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), состоящих на налоговом учете в одной налоговой инспекции, исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч.

Именно по этой причине камеральные налоговые проверки проводятся чаще всего по определенным основаниям, в том числе: заявление налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговых льгот или вычетов; если проверяемое лицо подпадает под определение основных или крупнейших налогоплательщиков и некоторые другие.

В последнее время усилился контроль за организациями, указывающими в своей отчетности несоразмерные убытки, представляющими в налоговые органы "нулевую" отчетность или не представляющими отчетность вообще.

Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ и, как и прежде, составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. В данном случае учитывается дата фактической (а не установленной законом) сдачи налоговой декларации (расчета) и других документов, подлежащих подаче одновременно с ней, о чем делается специальная отметка уполномоченным сотрудником налогового органа.

Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой - камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Налоговой базой по налогу при УСН признается денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Это зависит от того, какой объект налогообложения избран: доходы или доходы минус расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Для определения налоговой базы существуют три общих правила.

1. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются вместе с доходами и расходами, выраженными в рублях. Для этого их нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Такой порядок прописан в п. 3 ст. 346.18 НК РФ.

2. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Классическим вариантом получения дохода в натуральной форме является заключение договора мены, когда, к примеру, в обмен на один товар вы получаете другой товар, а не денежные средства (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

Понятие рыночной цены товара (работы, услуги) закреплено в п. 4 ст. 40 НК РФ. Это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Определять ее нужно с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 40 НК РФ).

3. При определении налоговой базы доходы и расходы считаются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).

Налогоплательщики УСН представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода, в налоговую инспекцию в электронном виде.

Переход организаций и предпринимателей на УСН осуществляется в добровольном порядке. Налогоплательщики, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов. Они должны исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет налоги, в отношении которых выступают налоговыми агентами.

Объектом обложения налогом могут быть: доходы (ставка 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%). Налогоплательщики выбирают объект налогообложения самостоятельно. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества, применяют в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбранный объект обложения налогоплательщики не имеют права менять в течение 3 лет с начала применения УСН.

Тщательному анализу при проверке подвергается состав доходов и расходов налогоплательщика.

В состав доходов включаются:

- доходы от реализации товаров, имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса (НК);

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК.

При расчете единого налога из объекта обложения исключаются доходы в виде полученных дивидендов, если их обложение произведено налоговым агентом.

Доходы плательщиков налога определяются кассовым методом. Датой их получения признается день поступления денежных средств на счет в банке и (или) в кассу или день приобретения имущества и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом. Перечень расходов закрытый и установлен в статье 346.16 НК. Эти расходы признаются организациями и предпринимателями. Затраты должны быть экономически оправданы и документально подтверждены.

Особое внимание обращается на правомерность уменьшения платежей по единому налогу на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Пенсионные взносы начисляются на те же выплаты, которые облагаются ЕСН. Начислять взносы нужно и на выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.

Для плательщиков, применяющих УСН, установлен особый порядок возмещения пособий по временной нетрудоспособности. Суммы пособий, не превышающие за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, оплачиваются за счет средств ФСС России. Суммы пособий, превышающие 1 МРОТ, оплачиваются за счет средств работодателя.

С 2009 г. декларация представляется лишь по истечении налогового периода (раз в году): организациями не позднее 31 марта, а предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Проверяется правомерность перехода предпринимателей на систему налогообложения на основе патента. Решение о возможности применения предпринимателями УСН на основе патента принимается соответствующими законами субъектов РФ.

Проверки при применении плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

При проверках анализируется правомерность применения единого налога. ЕНВД уплачивают предприниматели и организации, оказывающие услуги: бытовые; ветеринарные; гостиничные; по техобслуживанию, ремонту и мойке автотранспорта; по перевозке пассажиров и грузов; по распространению и размещению наружной рекламы; по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест и земельных участков для организации торговых мест.

Организации и предприниматели обязаны перейти на уплату ЕНВД на тех территориях, где представительные органы муниципальных районов, городских округов своими решениями определили виды деятельности, которые облагаются данным налогом, а также значения корректирующего коэффициента К2. Налогоплательщики обязаны применять кассовый аппарат при расчетах наличными деньгами, организации должны вести бухгалтерский учет.

Проверяется правильность расчета и уплаты ЕНВД с использованием корректирующих коэффициентов К1 и К2.

К1 - коэффициент-дефлятор, который ежегодно устанавливается Министерством экономического развития РФ.

К2 - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательства и количество проработанных дней (если плательщик работал неполный месяц). К2 устанавливается органами муниципальных образований от 0,005 до 1.

Предприниматели и организации уплачивают ЕНВД и подают декларации раз в квартал (декларация подается до 20-го числа первого месяца нового квартала, а ЕНВД уплачивается до 25-го числа этого месяца).