Администрирование упрощенного и вмененного режимов налогообложения по материалам Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Курской области

курсовая работа

1.3 Правовые основы упрощенного и вмененного режимов налогообложения

Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Упрощенная система налогообложения - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ).

УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Однако при этом нужно учитывать, что переход к УСН, равно как и переход с нее на иные системы налогообложения, осуществляется по особым правилам.

Во-первых, установлен целый ряд ограничений на применение УСН. А во-вторых, порядок перехода подчинен строгим правилам. Например, нельзя перейти с УСН на другой режим налогообложения до окончания налогового периода за некоторыми исключениями (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

УСН применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Об этом говорится в п. 1 ст. 346.11 НК РФ.

Однако на практике оказывается, что УСН реально совмещать только с ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

При применении УСН, плательщики освобождаются от налогов, указанных в таблице 1 (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ).

С 1 января 2009 г. организации - плательщики налога при УСН обязаны уплачивать налог на прибыль с отдельных видов доходов, к которым относятся:

- дивиденды;

- проценты по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ;

- доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия.

Такие изменения внесены в п. 2 ст. 346.11 и ст. 346.15 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ (пп. "а" п. 6, пп. "б" п. 8 ст. 1, ст. 4 данного Закона).

В основе применения единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) лежит принцип обложения на основе внешних признаков, свидетельствующих об объеме финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что снижает затраты на проведение контроля со стороны налоговых органов.

Основные элементы ЕНВД определены в Федеральном законе от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - закон). Налог вводится на территории субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта, согласно ст. 1 закона. При этом нормативный акт субъекта РФ определяет особенности налогообложения в пределах, установленных законом.

В основе применения ЕНВД лежит принцип обязательного его взимания на территории соответствующего субъекта РФ. То есть, организации и индивидуальные предприниматели не имеют возможности выбирать порядок налогообложения (путем уплаты ЕНВД или в общем порядке). Согласно ст. 10 Закона, ЕНВД взимается по месту регистрации налогоплательщика независимо от места осуществления деятельности.

Плательщиками ЕНВД являются юридические и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах деятельности, установленных в п. 1 ст. 3 Закона. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать ЕНВД независимо от размера выручки, полученной от осуществления указанных видов деятельности.

Нормативные акты субъектов РФ могут конкретизировать сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного Законом. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, определяя свой статус как плательщика ЕНВД, должны, в первую очередь, ориентироваться на акты государственных органов субъекта РФ по месту регистрации.

Индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, не уплачивают налог на доходы физических лиц с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 8 ст. 1 Закона).

Нормативный акт субъекта РФ может определять размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета ЕНВД. Правительство РФ разрабатывает и доводит до сведения органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые формулы для расчета ЕНВД и перечень их составляющих (см. письмо Правительства РФ от 07.09.1998 № 4435п-П5).

Закон (ст. 2) определяет вмененный доход как потенциально возможный доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Органы государственной власти определяют вмененный доход на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Делись добром ;)