logo
Администрирование упрощенного и вмененного режимов налогообложения по материалам Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Курской области

1.1 Понятие налогового администрирования. Порядок исчисления и уплаты налогов при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход

Современное налоговое администрирование в широком смысле - это, как известно, специфическая комплексная форма управления обществом в правоотношениях, урегулированных законодательством о налогах и сборах, административным, валютным законодательством и другими (в меньшей мере) отраслевыми законодательствами, наделяющими налоговую администрацию полномочиями по реализации целей, задач и функций в установленной для Федеральной налоговой службы деятельности.

Государство сегодня наделило Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы помимо налогового контроля достаточными полномочиями контрольно-надзорного характера, осуществляемыми в рамках отрасли налогового права.

Вместе с тем одним из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста являются достижение высокой эффективности государственного управления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы.

Именно налоговое администрирование, по мнению специалистов, призвано навести порядок в сфере налогообложения и налоговых отношениях государства и налогоплательщиков.

Администрирование как основная функция управления в соответствии с классической теорией управления включает: планирование - постановку целей, задач (заданий); организацию - создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями; руководство - оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений; учет; контроль; анализ.

В свою очередь, администрирование подразделяется на корпоративное (частное) и общественное (государственное, муниципальное) [20, с. 4].

Следует отметить, что среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. В юридической литературе не дается определения понятия налогового администрирования. Экономистами и юристами оно в основном определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их правами и обязанностями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства. При таком определении налогового администрирования, по справедливому мнению А.И. Пономарева и Т.В. Игнатова, происходит замена термина "налоговый контроль" другим термином - "налоговое администрирование" [20, с. 20].

По мнению Л.Я. Абрамчика, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере [15]. Одним из важнейших элементов налогового администрирования является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей [15]. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую современную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.

Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в других федеральных законах.

Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.

К специальным налоговым режимам относятся:

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [27, с. 56].

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Для целей расчета вмененного дохода Закон (ст. 2) [3] вводит следующие специальные понятия.

Базовая доходность - это условная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующая определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. В качестве единицы физического показателя могут применяться единицы площади, численность работающих, количество оборудованных рабочих мест, единицы производственной мощности и др.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности. Правительством РФ (письмо от 07.09.1998 № 4435п-П5) рекомендованы повышающие (понижающие) коэффициенты, учитывающие особенности подвидов деятельности, а также ведения предпринимательской деятельности:

· в различных группах регионов;

· в зависимости от типа населенного пункта;

· в зависимости от дислокации предприятия.

Вмененный доход (ВД) определяется как произведение базовой доходности, понижающих (повышающих) коэффициентов и количества единиц физического показателя:

ВД = БД х К1,2,3…. * Е, (1)

где БД - базовая доходность, К1,2,3…. - понижающие (повышающие) коэффициенты, Е - количество единиц физического показателя.

Уплата ЕНВД. В Законе установлены такие элементы налога как ставка (в размере 15% вмененного дохода, согласно п. 1 ст. 5) и налоговый период (составляющий один квартал, в соответствии с п. 1 ст. 4).

Законом (ст. 8) [3] также предусмотрена единая на территории всех субъектов РФ форма свидетельства, которое является подтверждением факта уплаты ЕНВД. Свидетельство об уплате налога на соответствующий налоговый период выдает налоговый орган региона по месту регистрации налогоплательщика, его форма установлена постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 № 1028 "Об утверждении свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Налоговые льготы и сроки уплаты ЕНВД определяются нормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно статье 1 Закона.

Упрощенный режим налогообложения.

Упрощенная система налогообложения ориентирована на малый бизнес. Ее задача - упростить учет для тех, кто ее применяет.

Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В абзаце 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ прямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Таким образом, у налогоплательщика есть право перейти на УСН или если УСН налогоплательщику не подходит, то он можете перейти с нее на иной налоговый режим.

Объектом налогообложения при УСНО признаются:

1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на сумму расходов.

Для всех налогоплательщиков единого налога, работающих по УСНО, датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и/или в кассу, получения иного имущества и/или имущественных прав. Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении различных доходов на основе соответствующих глав НК РФ.

В соответствии со ст.249 НК РФ доходами от реализации являются:

1. выручка от реализации товаров собственного производства;

2. выручка от реализации ранее приобретенных товаров;

3. выручка от реализации имущественных прав.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

По общему правилу расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты в порядке, установленном ст.273 НК РФ. Расходы на основные средства и нематериальные активы учитываются по правилам гл.26.2 НК РФ также после их фактической оплаты.

Перечень расходов, принимаемых для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения и приведенный в ст.346.16 НК РФ, является закрытым.

Сравнительный анализ в отношении каждого объекта налогообложения представлен в таблице 1.

Как видим, применять объект налогообложения «доходы» выгодно в том случае, если расходы невелики.

Если же в процессе деятельности ожидаются крупные расходы, которые можно учесть при исчислении "упрощенного" налога, то лучше избрать объектом налогообложения доходы минус расходы.

Итак, чтобы спланировать налоговую нагрузку при уплате «упрощенного» налога, организации следует спрогнозировать виды и примерную сумму расходов на ближайшее время, а также учесть иные преимущества.

На каждый год устанавливается коэффициент-дефлятор для определения годового лимита выручки. В 2009 году коэффициент-дефлятор составляет 1,538. То есть годовой лимит выручки 30 760 000 рублей. Однако, согласно постановлению Президиума ВАС РФ лимит по УСН в 2009 году составляет 57,9 млн. руб. [8]. Лимит выручки в 2010?2012 годах определяется без использования коэффициента-дефлятора и составляет 60 млн. руб.

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей при УСН предусмотрен ст. 346.21 НК РФ.

Схема уплаты налога выглядит следующим образом:

1) по итогам каждого отчетного периода уплачиваются авансовые платежи;

2) по итогам налогового периода уплачивается сумма налога.

Таблица 1 - Сравнительный анализ в отношении каждого объекта налогообложения

Объект налогообложения - доходы

Объект налогообложения - доходы минус расходы

Налоговая ставка

6%

15%

Налоговая база

Сумма доходов

Сумма доходов, уменьшенная на
величину расходов

Налоговый учет

В Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения,
утвержденной Приказом Минфина
России от 30.12.2005 N 167н,
заполняются не все разделы.
В частности, не нужно заполнять:
- графу 5 "Расходы, учитываемые при
исчислении налоговой базы" разд. I
"Доходы и расходы";
- разд. II "Расчет расходов на
приобретение (сооружение,
изготовление) основных средств и на
приобретение (создание самим
налогоплательщиком) нематериальных
активов, учитываемых при исчислении
налоговой базы по налогу за
отчетный (налоговый) период"

В Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения,
утвержденной Приказом Минфина России
от 30.12.2005 N 167н, заполняются все
разделы

Авансовые платежи исчисляются и уплачиваются по итогам каждого отчетного периода, т.е. по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев. Это следует из п. п. 3, 4 ст. 346.21 НК РФ. Основанием для отражения операций в налоговом учете служат первичные документы, даты и номера которых должны быть отражены в соответствующей графе Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми оформляются хозяйственные операции.

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Согласно статье 346.21 НКРФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет. Определяется сумма налога по итогам налогового периода - календарного года.

Но в течение года и организация, и индивидуальный предприниматель обязаны перечислять авансовые платежи по налогу. Делать это надо по итогам каждого отчетного периода: первого квартала, полугодия, 9 месяцев, года. Уплачиваются авансовые платежи не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом. В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по авансовым платежам.

Окончательный расчет делается в декларации за год. Декларация представляется в налоговую инспекцию не позднее 31 марта следующего года. Разницу между суммой налога за год и квартальными авансовыми платежами перечисляют в бюджет тоже не позднее 31 марта следующего года.

Таким образом, следует отметить, что в Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Упрощенная система налогообложения применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.