1.2.2.3 Функции структурных подразделений фнс рф.
Федеральная налоговая служба (центральный аппарат) выполняет контрольно-распорядительные и методологические функции. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба принимает участие в разработке проектов законодательных актов о налогообложении; составляет планы-прогнозы налоговых поступлений; осуществляет учет поступлений налогов; составляет отчеты о ходе их поступлений и представляет Минфину России и Правительству РФ доклады о ходе налоговых поступлений.
Кроме того, ФНС России осуществляет методологическое обеспечение налогового администрирования. Она разрабатывает методические рекомендации для налоговых органов и консультирует их; координирует деятельность налоговых органов и осуществляет контроль проводимого ими налогового администрирования, принимает меры по созданию, развитию и внедрению автоматизированной информационной системы ФНС России; устанавливает для налоговых органов единые стандарты обслуживания налогоплательщиков и контролирует их соблюдение, разрабатывает рекомендации по организации типовых рабочих мест налоговых органов и др. Федеральная налоговая служба проводит комплексные проверки нижестоящих налоговых органов; разрабатывает обязательные для налоговых органов формы отчетов о проделанной работе, обобщает и анализирует их выполнение.
Дополнительно она осуществляет и иные функции:
- регистрирующего органа;
- уполномоченного органа государства в делах о банкротстве (;
- лицензирования и контроля (над производством и оборотом спирта и алкогольной продукции; табачных изделий, игорного бизнеса и др).
В непосредственном подчинении ФНС России находятся межрегиональные инспекции. Назначение межрегиональных инспекций — повысить эффективность налогового администрирования. Администрирование налогоплательщиков в вышеуказанных инспекциях строится не по территориальному принципу, а исходя из отраслевой принадлежности налогоплательщика по основному виду деятельности и с учетом специфики отрасли. Важное место среди межрегиональных инспекций, непосредственно подчиненных службе, принадлежит межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). В функции данной инспекции входит информационное обеспечение деятельности ФНС России.
Непосредственно в подчинении ФНС России находятся ее межрегиональные инспекции по семи федеральным округам: Центральному, Южному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-Западному, Приволжскому.
Они выполняют следующие функции:
- контроль и надзор за деятельностью налоговых органов на территории федерального округа;
- проверки территориальных налоговых органов;
- проведение повторных выездных налоговых проверок;
- оказание помощи территориальным налоговым органам;
Центральное место среди территориальных налоговых органов занимают управления Федеральной налоговой службы — УФНС России по субъектам Российской Федерации. Функции УФНС России по субъектам Российской Федерации состоят в следующем: государственная регистрация лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации учет и отчетность поступлений налогов, сборов, их анализ на территории субъекта Российской Федерации; принятие решения об изменении срока уплаты налогов; контроль деятельности нижестоящих налоговых органов; проведение повторных выездных проверок налогоплательщиков; бесплатное информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах; методическое обеспечение налогового администрирования, осуществляемого нижестоящими инспекциями;.
Для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам Российской Федерации, создаются функциональные внутренние подразделения — отделы. При их формировании за основу, как правило, берется структура ФНС России.
Первичные территориальные налоговые органы — инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС России) по району, району в городе и городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Состав и количество первичных территориальных инспекций (городов, районов и межрайонного уровня) определяются в зависимости от административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
Инспекции ФНС России находятся в непосредственном подчинении УФНС России по субъектам Российской Федерации и ему подконтрольны. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура инспекции утверждается УФНС России по субъектам Российской Федерации. На них возложены задачи по непосредственной работе с налогоплательщиками па администрируемой ими территории. В их функции входит государственная регистрация и учет юридических и физических лиц. Они осуществляют прием налоговых деклараций и других форм отчетности, проводят проверки их достоверности; контролируют правильность, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов; применяют меры, в том числе санкции по пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. Инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений по каждому налогоплательщику и виду налогов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, взыскивают недоимки и осуществляют иные функции, исходя из предоставленных налоговым органам прав и возложенных обязанностей, в том числе представление интересов государства в делах о банкротстве; бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах; регистрация контрольно-кассовых машин (ККМ) и контроль применения законодательства о ККМ.
Инспекции ФНС России имеют структуру, устанавливаемую на основе типовой (см. схему).
Инспекции ФНС России межрайонного уровня функционируют двух видов: как территориальные налоговые органы, созданные на базе объединения двух (и более) инспекций по районам (району и городу) и как специализированные по отраслям экономики и сферам деятельности.
Специализированные инспекции межрайонного уровня функционируют в ряде регионов России. Их назначение — налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, функционирующих в отраслях экономики и сферах деятельности, которые не охвачены на федеральном уровне.
Для того чтобы не ухудшалось качество обслуживания налогоплательщиков установлено, что в случае, если налоговые инспекции находятся на значительном отдалении от места нахождения налогоплательщиков, следует создавать территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в административных центрах муниципальных образований. Их назначение — работа должностных лиц налогового органа с налогоплательщиками, информирование их о действующем налоговом законодательстве, предоставление налогоплательщикам форм документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, прием налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, выдача справок юридическим и физическим лицам о состоянии расчетов с бюджетом по их письменным заявлениям.
Однако анализ показывает, что функции ТОРМ ограничены главным образом получением заявлений от налогоплательщиков и выдачей им справок о состоянии расчетов с бюджетом, а также приемом налоговой отчетности.
- Раздел 1 Основы налогообложения.
- Тема 1.1 Система налогов и сборов Российской Федерации. Экономическая сущность налогов.
- Возникновение и развитие налогообложения.
- Сущность и функции налогов.
- Определения налога и сбора
- 1.1.3 Современные принципы налогообложения
- 1.1.4. Особенности построения налоговой системы России.
- 1. 1. 5 Классификация налогов. Виды налогов в рф.
- Элементы налога.
- Тема 1.2. Государственное регулирование налоговых правоотношений
- 1.2.1. Налоговые правоотношения.
- 1.2.2. Участники налоговых правоотношений.
- 1.2.2.1 Статус налогоплательщика.
- 1.2.2.2 Состав и структура налоговых органов.
- 1.2.2.3 Функции структурных подразделений фнс рф.
- 1.2.3 Налоговая деятельность государства. Понятие и типы налоговой политики.
- Налоговая политика рф на современном этапе.
- 1.2.4 Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
- 1.2.4.1 Права и обязанности налоговых органов.
- 1.2.4.2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Тема 1.3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.3.1. Условия возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налога.
- Добровольное исполнение обязанности по уплате налогов. Способы обеспечения исполнения обязанности
- 1.3.1.2. Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов. Способы обеспечения исполнения обязанности
- Налоговая ответственность. Налоговые правонарушения.
- 1.3.3. Санкции за нарушение налогового законодательства.
- Раздел 2 Федеральные налоги и сборы.
- Тема 2.1. Налог на добавленную стоимость.
- Экономическая сущность ндс. Налогоплательщики и объекты налогообложения по ндс.
- 2.1.2 Налоговая база и налоговые ставки по ндс.
- Порядок исчисления налога и применения налоговых вычетов.
- Тема 2.2. Налог на прибыль организаций
- Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики и объекты налогообложения по налогу на прибыль организаций.
- Классификация доходов и расходов для целей налогообложения.
- Налоговая база и налоговые ставки по налогу на прибыль организаций.
- Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
- Тема 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.3.1 Экономическая сущность ндфл. Налогоплательщики и объекты налогообложения.
- 2.3.2 Налоговая база и налоговые ставки ндфл.
- Налоговые вычеты по ндфл. Виды налоговых вычетов_______________________
- На детей
- 2.3.3.1 Стандартные налоговые вычеты.
- Порядок предоставления социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
- Порядок исчисления и уплаты ндфл.
- Особенности исчисления ндфл налоговыми агентами
- 2.3.4.2 Особенности исчисления ндфл налоговыми органами
- Тема 2.4. Другие виды федеральных налогов и сборов
- Понятие государственной пошлины. Плательщики госпошлины, порядок ее уплаты и возврата.
- Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых.
- Основные элементы водного налога.
- Сборы за право пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
- Раздел 3 Региональные налоги Тема 3.1 Налог на имущество организаций
- 3.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы
- 3.1.2 Порядок исчисления и уплаты налога
- Тема 3.2. Транспортный налог
- 3.2.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы по транспортному налогу.
- 3.2.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- 3.2.2.1 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - организаций.
- 3.2.2.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц.
- Раздел 4 Местные налоги Тема 4.1. Земельный налог
- 4.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и налоговые льготы по земельному налогу.
- 4.1.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- 4.1.2.1 Порядок исчисления земельного налога для налогоплательщиков – организаций.
- 4.1.2.2 Порядок исчисления земельного налога для физических лиц.
- Тема 4.2. Налог на имущество физических лиц
- 4.2.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и льготы.
- 4.2.2 Порядок исчисления и уплаты налога.
- Рекомендуемая литература
- 1. Александров и.М. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – м.: Дашков и к, 2006 г.
- 4. Косолапов а.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – м.: Дашков и к, 2005 г.