logo
Учебное пособие ННО

1.1.3 Современные принципы налогообложения

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (17231790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время.

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно их доходам (соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей плательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим. Выделяют понятия «горизонтальной справедливости» (принцип платежеспособности) и «вертикальной справедливости» (принцип выгод)

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца

Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой 0СА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (0ЕА) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали и разрыв исчез. Напротив, на кривой 0ВА показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

2. Принцип определенности (соразмерности), согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Устанавливая налоги государство, в первую очередь, должно руководствоваться его саразмерностью, которая определяется величиной налогового бремени. Налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Американский экономист Артур Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) увеличиваются от нуля до определенного максимального уровня, а затем снижаются до нуля. Налоговые поступления уменьшаются начиная с превышения ставки некоторого значения, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, соответственно налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо подобная ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, дает нулевой налоговый доход.

Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т. е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать тот же объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, деловым рискам. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, как развивается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т. е. при нарушении принципа соразмерности обложения. При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются, и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение облагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

3. Принцип удобности(максимального учета интересов налогоплательщика) предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.

4. Принцип экономичности (эффективности), т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.