logo
Учебное пособие ННО

1.2.2.2 Состав и структура налоговых органов.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизо­ванная система контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Эта система состоит из федерального органа исполнительной власти (ФНС России), уполно­моченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Статус совокупности налоговых органов как централизованной системы обеспечивает проведение единой общего­сударственной налоговой политики на территории всей страны.

Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы при осуществлении налогового администрирования руковод­ствуются Конституцией РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российс­кой Федерации», НК РФ.

Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления. Но в то же время ФНС России при реализации своих функций выступает как самостоятельная система.

ФНС России находится в непосредственном ведении Минфина России. Однако территориальные налоговые орга­ны в своих действиях при реализации предоставленных им полномо­чий независимы от финансовых органов субъектов Российской Феде­рации и органов местного самоуправления.

Структура ФНС России и ее территориальных налоговых орга­нов установлена постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (см. схему).

Состав Федеральной налоговой службы следующий: центральный аппарат ФНС России; 82 региональных управления (УФНС России по субъектам Российской Федерации), 8 межрегиональных инспекций федерального уровня, 1186 территориальных инспекций (ИФНС Рос­сии по районам, городам, городам без районного деления и инспекций межрайонного уровня).

В состав территориальных налоговых органов входят: управления Службы (УФНС России) по субъектам Российской Федерации, Меж­региональные инспекции Службы (МИ ФНС России), инспекции Службы (ИФНС России) по районам, городам, городам без районно­го деления, инспекции Службы межрайонного уровня.

В основе выделения вышеуказанных подразделений налоговых органов — государственное и административно-территориальное устрой­ство России. В то же время в формировании ряда межрегиональных инспекций (например, по крупнейшим налогоплательщикам) лежит отраслевой принцип. Межрегиональные инспекции созданы трех типов: специализированные по крупнейшим налогоплательщикам; по цент­рализованной обработке данных и по семи федеральным округам.

Управления подотчетны ФНС России и информируют ее о резуль­татах налогового администрирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Управление — вышестоящий территориальный налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации по отношению к инспекциям по городам, районам и районам городов, а также инспекциям межрайонного уровня.

Между всеми налоговыми органами существуют взаимоотно­шения основной принцип которых — вертикальная подотчетность. При этом между налоговыми органами существует четкое распреде­ление функций.