logo
Учебное пособие ННО

4.1.1 Налогоплательщики, объекты налогообложения и налоговые льготы по земельному налогу.

Длительное время, начиная с древних государств, земля рассматривалась как основной фактор производства и, следовательно, доход от земли (рента) являлся единственным объектом налогообложения. Поземельные налоги – «ниломер», «сошное письмо» и др.

Земля, как объект налогообложения имеет ряд преимуществ – она указывает на платежеспособность собственника, имеет свойство дорожать, ее нельзя безвозвратно утратить, и, наконец, ее легко оценить без сложного и длительного бухгалтерского учета.

В РФ в 1991 году была введена плата за землю, взимавшаяся в 3 формах – нормативная цена земли, арендная плата и земельный налог. В настоящее время она заменена земельным налогом.

Земельный налог устанавливается 31 главой НК РФ и нормативными правовыми актами (решениями) представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Решением городского Совета депутатов г. Бузулука сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте г. Бузулука не позднее 1 марта отчетного года.

Кадастровая стоимость земли на территории г. Бузулука рассчитана отдельно для кадастровых кварталов, на которые поделен город. В пределах одного кадастрового квартала стоимость определяется по 14 видам использования земли (см. таблицу). При определении кадастровой стоимости учитываются рыночные цены, арендная плата, близость к вокзалу, школам, магазинам, административному центру – всего более 50 факторов.

Налогоплательщики-организации и ПБЮЛ определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Решением городского Совета депутатов г. Бузулука установлены ставки налога:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением районного Совета депутатов Бузулукского района установлены ставки налога:

1) 0,2 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Законодательством установлен перечень льгот федерального значения и одновременно представительные органы власти могут установить свой перечень льгот.

1 группа льгот – налоговые скидки, то есть уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) лиц, которые имеют I и II группу инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, как пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и приравненные к ним;

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

2 группа льгот - освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении земельных участков, предоставленных для выполнения возложенных на эти организации функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Решением городского Совета депутатов г. Бузулука освобождаются от уплаты налога бюджетные учреждения, финансируемые из городского бюджета.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Решением городского Совета депутатов г. Бузулука документы, подтверждающие право на льготу представляются в налоговые органы не позднее 15 января года, следующего за налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.