Структура финансовой системы
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
централизованные (публичные) финансы;
децентрализованные финансы.
Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:
Финансы хозяйствующих субъектов(предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
Финансы домашних хозяйств
Государственные финансы
Муниципальные финансы
Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.
Финансовая система состоит из трех подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов;
финансов граждан.
Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их Участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхованияпредназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу или егосемьематериального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах включает четыре звена: государственный бюджет;
местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет.По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. При чрезвычайных обстоятельствах — в периоды войн, экономических кризисов — правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.
Государственный бюджет — главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.
Государственные бюджета ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.
Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы.Они включают местные бюджета, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды. Основное значение имеют местные бюджета.
В унитарных (единых, слитных) государствах местные бюджета не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджета не входят в бюджета членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.
За местными бюджетамизакреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах посравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджета хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.
Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды.В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на: выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.
Финансовая система Российской Федерациивключает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит;
фонды имущественного и личного страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В 1991 г. бюджетная системаРоссийской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет бывшего СССР. В государственном бюджете СССР отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990-е гг. концентрировалось 52-50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена. В настоящее время она включает три звена:
республиканский бюджет Российской Федерации;
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
местные (региональные) бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Основные средства концентрируются в федеральном бюджете. Так, в 1992 г. 70% ресурсов поступили в республиканский бюджет и 30% — в бюджеты территорий и местные бюджеты; в 1993 г. это соотношение составило соответственно 67,2 и 32,8%. Средств территориям не хватает, и задача состоит в расширении их собственной доходной базы.
Второе звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды.В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе 4 — социальных, остальные — производственного назначения. Совокупный объем их ресурсов в 1992 г. превысил объем республиканского бюджета.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения Дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.
Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.
Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
государство;
регион;
хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;
гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.
Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.
Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.
- Финансы и кредит
- Финансовые ресурсы складываются из следующих источников:
- 4.Использование финансовых ресурсов:
- Формы кредита. Разновидности кредита
- Категории кредитов в России
- 1. Банковский кредит
- Коммерческий, потребительский, государственный и ростовщический кредиты
- 3. Международный кредит
- Основные функции
- Тема 3
- Сущность финансовой системы
- Структура финансовой системы
- Тема 4
- Функции финансов
- 1. Пассивные операции банков.
- Активные операции коммерческих банков
- Тема 5
- Роль финансов в развитии экономики влиянии на социальную сферу
- Тема 7.
- 7.1.Различия во взглядах по вопросам сущности, функций и роли финансов в обществе.
- 7.2. Норма процента и факторы, её определяющие. Цена банковского кредита
- Порядок установления процентной ставки.
- 7.3. Основной и оборотный капитал, его функционирование на предприятиях и организациях.
- Основной капитал фирмы (компании).
- Содержание основного капитала фирмы.
- Анализ показателей движения основных средств.
- Эффективность вложения капитала в основные средства.
- 1.4. Источники финансирования воспроизводства основных средств.
- 7.2.Оборотный капитал (средства) фирмы.
- 2.1.Содержание оборотного капитала фирмы.
- 2.2. Источники формирования оборотного капитала фирмы.
- 2.3. Анализ и расчет показателей оборачиваемости оборотного капитала.
- 2.4. Анализ взаимосвязи движения оборотного капитала, прибыли и потока денежных средств.
- Тема 8
- 8.1 Финансовая политика как важнейшая составляющая экономической политики. Содержание и значение финансовой политики.
- Финансовая политика государства на современном этапе.
- Мировые концепции финансовой политики.
- 8.2. Механизм формирования процентных ставок и их классификация.
- 8.3. Денежные доходы предприятий, их состав, структура и пути увеличения. Источники получения доходов для предприятия.
- Распределение доходов предприятия.
- Основные пути снижения издержек
- 9.1. Основные цели и задачи финансовой политики в условиях рыночной экономики
- Тема 10
- 2) Понятие кредитной системы, её элементы.
- 10.3 Денежные расходы предприятий и организаций, их состав, структура и основные направления их снижения. Понятие затрат и издержек производства
- Виды затрат предприятия
- Тема 11
- 1) Сущность, функции и задачи управления финансов и его роль в системе финансового механизма.
- 2) Роль кредитной системы в рыночной экономике и основные тенденции в её развитии. Роль кредита в рыночной экономике
- 2) Роль кредитной системы в рыночной экономике и основные тенденции в её развитии
- 3) Основные коммерческие банки (кб) и его функции.
- Тема 12
- 1) Министерство финансов рф, его структура, функции и задачи.
- 2) Виды международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций и особенности их функционирования.
- 3) Государственные финансовые ресурсы, их состав и структура по источникам формирования и уровням управления.