Финансовая политика государства на современном этапе.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.
Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности - с другой.
В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.
При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ужесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных
параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложений. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.
В целях улучшения социального обслуживания населения введен новый хозяйственный механизм в учреждениях и организациях социальной сферы. Финансирование их потребностей из бюджета осуществляется на основе долговременных стабильных нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Учреждениям социальной сферы предоставлено право оказывать платные услуги, заниматься хозяйственной деятельностью, самостоятельно распоряжаться полученными доходами.
Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.
Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела.
- Финансы и кредит
- Финансовые ресурсы складываются из следующих источников:
- 4.Использование финансовых ресурсов:
- Формы кредита. Разновидности кредита
- Категории кредитов в России
- 1. Банковский кредит
- Коммерческий, потребительский, государственный и ростовщический кредиты
- 3. Международный кредит
- Основные функции
- Тема 3
- Сущность финансовой системы
- Структура финансовой системы
- Тема 4
- Функции финансов
- 1. Пассивные операции банков.
- Активные операции коммерческих банков
- Тема 5
- Роль финансов в развитии экономики влиянии на социальную сферу
- Тема 7.
- 7.1.Различия во взглядах по вопросам сущности, функций и роли финансов в обществе.
- 7.2. Норма процента и факторы, её определяющие. Цена банковского кредита
- Порядок установления процентной ставки.
- 7.3. Основной и оборотный капитал, его функционирование на предприятиях и организациях.
- Основной капитал фирмы (компании).
- Содержание основного капитала фирмы.
- Анализ показателей движения основных средств.
- Эффективность вложения капитала в основные средства.
- 1.4. Источники финансирования воспроизводства основных средств.
- 7.2.Оборотный капитал (средства) фирмы.
- 2.1.Содержание оборотного капитала фирмы.
- 2.2. Источники формирования оборотного капитала фирмы.
- 2.3. Анализ и расчет показателей оборачиваемости оборотного капитала.
- 2.4. Анализ взаимосвязи движения оборотного капитала, прибыли и потока денежных средств.
- Тема 8
- 8.1 Финансовая политика как важнейшая составляющая экономической политики. Содержание и значение финансовой политики.
- Финансовая политика государства на современном этапе.
- Мировые концепции финансовой политики.
- 8.2. Механизм формирования процентных ставок и их классификация.
- 8.3. Денежные доходы предприятий, их состав, структура и пути увеличения. Источники получения доходов для предприятия.
- Распределение доходов предприятия.
- Основные пути снижения издержек
- 9.1. Основные цели и задачи финансовой политики в условиях рыночной экономики
- Тема 10
- 2) Понятие кредитной системы, её элементы.
- 10.3 Денежные расходы предприятий и организаций, их состав, структура и основные направления их снижения. Понятие затрат и издержек производства
- Виды затрат предприятия
- Тема 11
- 1) Сущность, функции и задачи управления финансов и его роль в системе финансового механизма.
- 2) Роль кредитной системы в рыночной экономике и основные тенденции в её развитии. Роль кредита в рыночной экономике
- 2) Роль кредитной системы в рыночной экономике и основные тенденции в её развитии
- 3) Основные коммерческие банки (кб) и его функции.
- Тема 12
- 1) Министерство финансов рф, его структура, функции и задачи.
- 2) Виды международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций и особенности их функционирования.
- 3) Государственные финансовые ресурсы, их состав и структура по источникам формирования и уровням управления.