logo
12тем поФИК

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов(предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

  2. Финансы домашних хозяйств

  3. Государственные финансы

  4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.

Финансовая система состоит из трех подсистем:

государственных и муниципальных финансов;

финансов хозяйствующих субъектов;

финансов граждан.

Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизвод­ства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их Участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через го­сударственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перерас­пределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Вне­бюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхованияпредназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями пред­приятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу или егосемьематериального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов де­нежных средств государства и предприятий.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах включает четыре звена: государственный бюджет;

местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государ­ственный бюджет.По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. При чрезвычайных обстоятельствах — в периоды войн, эконо­мических кризисов — правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие го­сударственные расходы.

Государственный бюджет — главное орудие перераспределе­ния национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные рас­ходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фон­дам, государственным предприятиям.

Государственные бюджета ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы.Они включают местные бюджета, финансы предпри­ятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды. Основное значение имеют местные бюджета.

В унитарных (единых, слитных) государствах местные бюд­жета не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджета не входят в бюджета членов федерации, а последние не включаются в государственный фе­деральный бюджет.

За местными бюджетамизакреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах посрав­нению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджета хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специ­альные фонды.В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взно­сов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на: выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Финансовая система Российской Федерациивключает следую­щие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит;

фонды имущественного и личного страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан­совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В 1991 г. бюджетная системаРоссийской Федерации претер­пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государ­ственный бюджет бывшего СССР. В государственном бюджете СССР отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, госу­дарственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990-е гг. концентрировалось 52-50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюд­жетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений правительства Россий­ской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена. В настоящее время она включает три звена:

республиканский бюджет Российской Федерации;

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

местные (региональные) бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Основные средства концентрируются в федеральном бюдже­те. Так, в 1992 г. 70% ресурсов поступили в республиканский бюджет и 30% — в бюджеты территорий и местные бюджеты; в 1993 г. это соотношение составило соответственно 67,2 и 32,8%. Средств территориям не хватает, и задача состоит в расширении их собственной доходной базы.

Второе звено финансовой системы — внебюджетные специ­альные фонды.В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе 4 — социальных, остальные — производствен­ного назначения. Совокупный объем их ресурсов в 1992 г. превысил объем республиканского бюджета.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования раз­вития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения Дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.

Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:

 государство;

регион;

хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.