logo search
ФСГ - вопросы к зачету

19. Сущность налогов как социально-экономической категории.

Налог как основная форма доходов государства присущ всем госу­дарственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяй­ствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–истори­ческим системам представляют собой совокупность средств, находя­щихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование госу­дарства предполагает объективную необходимость существования налогов.

Социально–экономиче­ская сущность, функции и роль налогов определяются природой и зада­чами государства, развитием товарно–денежных отношений и услови­ями воспроизводства.

В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что–либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой – меру обязанностей для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, – с другой.

Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого–то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.

Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. 

По своей экономической природе налоги призваны: