40. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
Налоговая политика охватывает сложный комплекс проблем формирования бюджетов республиканских и местных органов управления и самоуправления, отражая тем самым интересы соответствующих уровней государственного устройства. В целом они формируют государственную налоговую политику с преобладанием фискального интереса как ее сердцевины. Она стремится к максимизации налоговых сборов и платежей.
Вместе с тем налогоплательщики, физические и юридические лица, как основные носители налогового бремени формируют свою налоговую политику, она также отражает их экономические интересы. Сердцевину этих интересов составляет тенденция к минимизации налоговых платежей.
Государство возникает, функционирует и развивается, нуждаясь в постоянном притоке финансовых средств, в основном путем сбора налоговых платежей и различного рода государственных пошлин. Потребности и интересы государства требуют всевозрастающих ресурсов, аккумулируемых в бюджетах разных уровней. Государственная налоговая политика призвана выражать интересы всех общественных структур и государства в целом как одного из субъектов налоговых отношений.
Другим субъектом налоговых отношений выступают налогоплательщики: граждане и их объединения, физические и юридические лица. Они обязаны уплачивать законодательно установленные налоги, платежи и сборы, передавая часть своей финансовой собственности в доходы консолидированного бюджета страны. Каждый отдельно взятый налогоплательщик трудно воспринимают необходимость платить налоги, ибо это противоречит их собственным экономическим интересам. Уплатой налога они лишают себя части собственности. Она от них переходит в распоряжение государственных структур. Но сообщество людей как единое целое без особого труда осознает необходимость налоговых сборов и законодательно устанавливает виды налогов, их размеры, процедуры уплаты.
Задача государства состоит в установлении разумных взаимоотношений, в максимальной степени удовлетворяющих интересы всех сторон.
В ходе выполнения своих основных функций налоговая система призвана обеспечивать максимально возможное сокращение дефицита государственного бюджета, давая широкий простор развитию рыночных форм хозяйствования.
О размерах налогового бремени нет единых мнений среди финансистов, экономистов, политиков, публицистов. Одни называют 35-40%, другие - 55-60%, третьи - 75-80%, имея в виду отношения всей суммы налоговых сборов к ВВП. Различают три вида налогового бремени при его расчетах:
законодательно установленное бремя при полном соблюдении налоговых законов;
бремя по фактически удержанным и выплаченным налогам:
бремя по фактически поступившим в казначейство налоговым платежам и сборам.
Вышеприведенные показатели отражают различия в расчетах налогового бремени в зависимости от того, кто, что считает и что имеет в виду. Высокий уровень законодательно установленного налогового бремени является, с одной стороны, тормозом инвестиционного процесса и, с другой стороны, фактором массовых уклонений от налоговых платежей, а в целом - низкой эффективности налоговой системы.
- 1. Основы теории финансов.
- 2. Взаимосвязь финансов с другими категориями.
- 3. Функции финансов.
- 4. Финансовая политика как составная часть экономической политики.
- 5. Налоговая политика, ее краткая характеристика.
- 6. Бюджетно-финансовая политика как составная частьФп.
- 7. Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики.
- 8. Общее понятие о финансовой системе государства.
- 9. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика.
- 10. Управление финансовой системой государства.
- 11. Государственный бюджет как основной финансовый план государства.
- 12. Бюджетное устройство, его понятие.
- 13. Принципы построения бюджетной системы.
- 14. Бюджетный процесс, его этапы.
- 15. Бюджетная система, ее характеристика.
- 16. Особенности формирования доходной базыБв рыночной экономике.
- 17. Общая характеристика системы налогообложения.
- 18. Неналоговые доходы бюджета.
- 19. Сущность налогов как социально-экономической категории.
- 20. Принципы налогообложения.
- 21. Функции налогов, их характеристика и взаимосвязь.
- 22. Элементы налога и налоговая терминология.
- 23. Классификация налогов.
- 24. Понятие налоговой системы, ее состав и характеристика.
- 25. Понятие таможенных пошлин и задачи, ими решаемые.
- 26. Налог на добавленную стоимость.
- 27. Акцизы.
- 28. Экологический налог.
- 29. Земельный налог.
- 30. Обязательные страховые взносы вФсзнМин труда и соц защитыРб.
- 31. Взносы на обязательное страхование отНСна пр-ве и профе заб-ний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
- 32. Налог на недвижимость.
- 33. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятия.
- 34. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого пр-ва.
- 35. Единый налог сИПи иныхФл, осущ-щих р-цию товаров (работ, услуг).
- 36. Налог на игорный бизнес.
- 37. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности.
- 38. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
- 39. Оценка практики функционирования налоговой системыРб.
- 40. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
- 41. Основные направления развития налоговой системы рб.
- 42. Классификация государственных расходов по основным признакам.
- 43. Состав и структура расходов консолидированного бюджета рб, их хар-ка.
- 44. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия.
- 45. Источники финансирования бюджетного дефицита.
- 46. Пути сокращенияБдефицита и методы сбалансирования бюджета.
- 47. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
- 48. Формирование доходов и расходов местных бюджетов.
- 49. Принципы организации бюджета Союзного государстваРБиРф.
- 50. Источники доходов бюджета, их структура.
- 51. Расходы бюджета Союзного государства.
- 52. Хар-ка, назначение, направления и порядок использования средств цф.
- 53. Понятие внебюджетных фондов, их назначение, принципы организации.
- 54. Фонд социальной защиты населения и его роль.