Программа создания технопарков в сфере высоких технологий
… Активное обсуждение вопроса создания технопарков началось после проведения конкурса регионов на право создания технико-внедренческих ОЭЗ. Представителями Минэкономразвития России по итогам конкурса было объявлено, что качественных заявок на конкурс было подано больше по сравнению с возможным числом победителей. Поэтому на базе тех проектов, которые были поданы на конкурс по созданию технико-внедренческих ОЭЗ, целесообразно создать технопарки. Эта идея была оформлена в коллективное предложение трех министерств к заседанию Правительства РФ 8 декабря 2005 г. На тот момент было объявлено о планах по созданию 5 технопарков: в Новосибирске, Тюмени, Казани, Сарове и Обнинске.
Изначально предполагалось, что в рамках этих технопарков будут предоставлены все таможенные и налоговые преференции, предусмотренные законом об ОЭЗ, но не будут вкладываться федеральные средства в инфраструктуру (небольшое число ОЭЗ мотивируется именно ограниченностью средств федерального бюджета). Фактически сделали наоборот – предусмотрели инвестиции и не ввели преференций для инвесторов.
Оформлено решение о создании технопарков было распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 года №328-р. Точнее, распоряжением была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Целью программы было названо обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. В госпрограмме было предложено вполне традиционное понимание технопарков: «технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание».
Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» была рассчитана на реализацию в течение 2006-2010 годов…
Критерии отбора регионов, в которых было принято решение создавать технопарки в сфере высоких технологий, обнародованы не были (если такие критерии вообще существовали). Поэтому выбор регионов для создания технопарков оказался совершенно непрозрачным, что, безусловно, немаловажная проблема этого инструмента федеральной инновационной политики.
Непрозрачными оказались и процедуры распределения средств по субъектам Федерации, предназначенных для развития технопарков. Федеральное финансирование технопарков регламентировалось (и продолжает регламентироваться в настоящее время) Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2007 г. № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий», причем в этом постановление неоднократно вносились изменения и дополнения.
Принципиальные изменения в программу создания технопарков были внесены распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2393-р, которым фактически была утверждена новая редакция программы.
Во-первых, программа стала называться не государственной программой, а комплексной (это связано с тем, что термин «государственная программа» задействован в настоящее время для других целей).
Во-вторых, был продлен срок реализации программы вплоть до 2014 года включительно. …
В-третьих, было увеличено число создаваемых технопарков – с 10 до 12. Было принято решение о создании технопарков в Самарской и Пензенской областях. Речь идет о Тольятти и Пензе. …
Распределение федеральных субсидий субъектам РФ на создание технопарков в сфере высоких технологий в соответствии с действующей редакцией Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2007 г. № 904 представлено в таблице 4.
Таблица 4. Распределение в 2007-2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание и развитие объектов технопарков в сфере высоких технологий, включая разработку проектно-сметной документации
Субъекты Федерации (технопарки) | Тыс. рублей | Доля, % | Годы |
Калужская область – технопарк в г. Обнинске | 1 638 884,5 | 11,9 | 2007-2008, 2010-2014 |
Московская область – всего, в т.ч. | 186 710,0 | 1,4 | 2007-2008 |
технопарк в муниципальном образовании «город Черноголовка» | 94 210,0 | 0,7 | 2007-2008 |
технопарк в Дмитровском районе Московской области | 92 500,0 | 0,7 | 2007-2008 |
город Санкт-Петербург | 845 300,0 | 6,2 | 2007-2008, 2011-2012 |
Республика Татарстан – технопарк в г. Казани | 2 265 277,9 | 16,5 | 2007-2012 |
Нижегородская область – технопарк дер. Анкудиновке | 1 557 284,0 | 11,3 | 2007-2009, 2011-2014 |
Новосибирская область – технопарк в г. Новосибирске | 2 157 227,6 | 15,7 | 2007-2014 |
Тюменская область – в г. Тюмени | 598 906,0 | 4,4 | 2007-2008 |
Кемеровская область – технопарк в г. Кемерове | 1 119 608,5 | 8,1 | 2008-2014 |
Республика Мордовия – технопарк в г. Саранске | 1 037 847,0 | 7,6 | 2009-2010 |
Пензенская область – технопарк в г. Пензе | 1 149 000,0 | 8,4 | 2011-2014 |
Самарская область – технопарк в г. Тольятти | 1 182 400,0 | 8,6 | 2011-2014 |
Итого | 13 738 445,5 | 100,0 | 2007-2014 |
Источник: составлено на основе Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2007 г. № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1114)
Как видно из приведенной таблицы, в современной редакции распределения по регионам субсидий на создание технопарков сохраняются огромные контрасты между отдельными технопарками по масштабам их финансирования. Существуют также публично не объясняемые различия в сроках создания/финансирования технопарков.
…
- 1. Общая характеристика федеральной региональной политики
- 1.1. Федеральная региональная политика в докризисный период: краткая история становления региональной политики в России
- Инструменты федеральной региональной политики
- 2. Инструменты федеральной региональной политики
- 2.1. Федеральные целевые и государственные программы развития регионов
- 2.2. Инвестиционный фонд Российской Федерации Основные особенности Инвестиционного фонда
- Поддержанные в рамках Инвестиционного фонда рф проекты Проекты общегосударственного значения
- Региональные инвестиционные проекты
- Итоги работы Инвестиционного фонда рф
- 2.4. Федеральная поддержка моногородов
- 3. Региональные аспекты общеэкономической политики: важнейшие примеры
- 3.1. Особые экономические зоны
- Становление института оэз в России
- Основные положения законодательства об оэз
- Выбор регионов для создания оэз
- Ход создания оэз и привлеченные в них резиденты
- 3.2. Поддержка инноваций в регионах
- Система инструментов федеральной инновационной политики с четкой региональной привязкой
- Программа создания технопарков в сфере высоких технологий
- Наукограды