2.4. Федеральная поддержка моногородов
Федеральная поддержка моногородов стала в последние годы новым направлением федеральной региональной политики. Это можно расценивать как очень прогрессивный шаг, поскольку именно муниципальные образования, если исходить из лучших практик зарубежного опыта региональной политики, являются наиболее адекватными объектами такой политики. …
Для выделения моногородов Минрегион России предложил следующие критерии:
1) наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;
2) наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства;
3) дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:
– доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.
Для решения проблем моногородов в Минрегионе создана Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ, которая, по всей видимости, и занимается программы поддержки моногородов. Предполагалось, что направлена эта программа будет, с одной стороны, на повышение конкурентоспособности градообразующих предприятий и создание новых мощностей, с другой стороны, на создание новых альтернативных видов деятельности.
На основании предложенных критериев выделения моногородов, Минрегион уточнил перечень моногородов России. В итоге в него вошли 335 населенных пунктов, из которых 235 моногородов с численностью населения свыше 10 тысяч человек, в том числе 12 закрытых территориальных образований. По каждому моногороду в министерстве подготовили информационную базу, которую планируют регулярно обновлять, а также паспорта моногородов.
Схема федеральной поддержки моногородов была предложена следующая. Для каждого моногорода должен быть разработан комплексный план развития, причем разработан совместно органами местного самоуправления моногородов, собственниками градообразующих предприятий при обязательном содействии органов исполнительной власти субъектов Федерации. Комплексные планы рассматриваются сначала на уровне уже названной Межведомственной рабочей группы при Минрегионе, а в дальнейшем при необходимости передаются в правительственную Рабочую группу. Федеральная поддержка моногородов будет оказываться в том случае, если для этого будет недостаточно региональных мер.
Разрабатывать и внедрять какие-либо новые инструменты экономической политики для поддержки моногородов федеральные власти не планируют, предполагается задействовать уже существующие механизмы, например, Инвестиционный фонд. Таким образом, в правила функционирования различных механизмов финансовой поддержки регионов постепенно вносятся поправки, предусматривающие преимущественное выделение средств моногородам или регионам с моногородами. Такой подход вполне реализуем, он был апробирован в рамках федеральной антикризисной политики в целом (в правила распределения целого ряда видов финансовой помощи регионам были добавлены положения о приоритетном оказании поддержки территориям с высоким уровнем разработан).
Всего деньги в 2010 году было решено выделить 35 моногородам (таблица 2).
Таблица 2. Монопрофильные населенные пункты, получившие право на федеральную поддержку в 2010 году
Субъект РФ | Моногород |
Брянская область | Сураж |
Воронежская область | Семилуки |
Ярославская область | Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев |
Архангельская область | Северодвинск |
Вологодская область | Сокол, Череповец |
Ленинградская область | Пикалево |
Новгородская область | Пестово |
Мурманская область | Ковдор, пос. Ревда |
Ростовская область | Гуково |
Республика Татарстан | Камские Поляны, Набережные Челны, Чистополь |
Чувашская Республика | Новочебоксарск |
Пермский край | Красновишерск, Чусовой |
Кировская область | Вятские Поляны |
Нижегородская область | Заволжье, Павлово |
Самарская область | Тольятти |
Свердловская область | Асбест, Каменск-Уральский, Нижний Тагил |
Челябинская область | Сатка, Карабаш |
Иркутская область | Байкальск, Усть-Илимск |
Кемеровская область | Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Таштагол |
Приморский край | Дальнегорск, пос. Светлогорье |
Даже если оставить в стороне довольно сложный вопрос о качестве разрабатываемых программ развития моногородов, то все равно становится очевидным, что решить проблемы моногородов в рамках федеральной региональной политики не удастся. Слишком мало моногородов планируется поддерживать – всего 35 из 335, причем есть мнение, что на самом деле монопрофильных населенных пунктов гораздо больше.
- 1. Общая характеристика федеральной региональной политики
- 1.1. Федеральная региональная политика в докризисный период: краткая история становления региональной политики в России
- Инструменты федеральной региональной политики
- 2. Инструменты федеральной региональной политики
- 2.1. Федеральные целевые и государственные программы развития регионов
- 2.2. Инвестиционный фонд Российской Федерации Основные особенности Инвестиционного фонда
- Поддержанные в рамках Инвестиционного фонда рф проекты Проекты общегосударственного значения
- Региональные инвестиционные проекты
- Итоги работы Инвестиционного фонда рф
- 2.4. Федеральная поддержка моногородов
- 3. Региональные аспекты общеэкономической политики: важнейшие примеры
- 3.1. Особые экономические зоны
- Становление института оэз в России
- Основные положения законодательства об оэз
- Выбор регионов для создания оэз
- Ход создания оэз и привлеченные в них резиденты
- 3.2. Поддержка инноваций в регионах
- Система инструментов федеральной инновационной политики с четкой региональной привязкой
- Программа создания технопарков в сфере высоких технологий
- Наукограды