logo
регпол2011учп-выдержки

2.1. Федеральные целевые и государственные программы развития регионов

Федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов остаются в настоящее время важнейшим инструментом федеральной региональной политики, однако в настоящее время уже отнюдь не единственным. В ведение Минрегиона России был передан Инвестиционный фонд РФ, в качестве отдельного направления федеральной региональной политики появилась федеральная поддержка моногородов.

При этом основные проблемы федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов остаются такими же, как и в предшествующие годы. Стоит еще раз отметить, что отсутствие четких целей федеральной региональной политики приводит к тому, что распределение средств федерального бюджета происходит зачастую на основе малопрозрачных процедур. В таблице 1 представлены расходы на программы социально-экономического развития регионов, утвержденные в законе о федеральном бюджете на 2011 год. Из представленных данных видно, например, что львиная доля средств концентрируется во Владивостоке. Обращают на себя внимания существенные различия в финансировании программ по Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Новацией 2011 года стало особое внимание в рамках федеральной целевой программы «Жилище» восточным территориям – Норильску и Дудинке, зоне БАМа (федеральная поддержка жилищного строительства, исходя из традиционных подходов к пониманию федеральной региональной политики, не может считаться частью региональной политики, однако вопросы развития жилищного строительства находятся в ведении Минрегиона России).

Таблица 1. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2011 год

Федеральные целевые программы

Тыс. рублей

Доля, %

Все ФЦП, в т.ч.

922 071 436,10

100,00

ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 года

6 010 690,40

0,65

ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», в т.ч.

88 407 115,50

9,59

­– развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе

52 390 700,00

5,68

– экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года

36 016 415,50

3,91

ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»

1 143 848,20

0,12

ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)»

10 388 769,40

1,13

ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», в т.ч.

9 885 611,80

1,07

– подпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный»

3 500 000,00

0,38

– развитие российских космодромов на 2006-2015 годы

6 385 611,80

0,69

ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2010-2012 годы»

18 362 620,00

1,99

ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»

1 500 000,00

0,16

ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в т.ч.

50 890 000,00

5,52

– приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

6 858 880,00

0,74

– подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»

3 572 662,80

0,39

– мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали

498 480,00

0,05

– мероприятия по приведению объектов города Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей

73 370,00

0,01

– мероприятия по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, и модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска

890 000,00

0,10

Источник: составлено по федеральному закону от 13 декабря 2010 года № 356-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Правда, справедливости ради надо отметить, что несколько лет назад ситуация была еще хуже. В настоящее время действие федеральных целевых программ регионального паритета распространяется все-таки либо на самые проблемные российские регионы (Дальний Восток и Забайкалье, Северный Кавказ), либо на регионы с особым географическим положением (Калининградскую область, Курильские острова). Как уже было сказано выше, в первой половине 2000-х годов действовали программы социально-экономического развития Республик Башкортостан и Татарстан – вполне благополучных по российским меркам, причем на эти программы шло более половины всех средств, выделяемых на программы регионального паритета.

Более того, в 2010 году появилась новая программа по еще одному проблемному региону – Республике Ингушетия (утвержденная Постановлением Правительства РФ от 24 декабря № 1087). …

Перспективы федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов во многом связаны с формированием государственных программ. Переход к программному принципу формирования федерального бюджета является одним из важнейших направлений работы по повышению эффективности бюджетных расходов. А перечень государственных программ был утвержден распоряжением Правительства РФ № 1950-р от 11 ноября.

Этот перечень состоит из 41 государственной программы, сгруппированных по пяти направлениям: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство». По направлению «Сбалансированное региональное развитие» предусмотрены 4 госпрограммы, ответственным исполнителем по которым является Минрегион России. Это программы «Региональная политика и федеративные отношения», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и «Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года и развитие горно­климатического курорта в г. Сочи». … В настоящее время продолжается работа над госпрограммами, с их появлением станет понятным будущее программного метода регулирования регионального развития.