logo
регпол2011учп-выдержки

2.2. Инвестиционный фонд Российской Федерации Основные особенности Инвестиционного фонда

Инвестиционный фонд РФ был создан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации», которое являлось основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность фонда. К настоящему времени данное постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». В истории становления Инвестиционного фонда важным является не только пересмотр нормативно-правовой базы его функционирования (эти изменения не изменили сути фонда), но и передача его осенью 2007 г. из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в ведение Министерства регионального развития РФ. Последнее означает, что Инвестиционный фонд стал непосредственно инструментом федеральной региональной политики, хотя изначально в качестве такового не рассматривался.

Основной целью создания Инвестиционного фонда РФ в 2005 году было развитие государственно-частного партнерства в стране. Необходимость и целесообразность создания фонда была обусловлена двумя взаимосвязанными причинами. С одной стороны, в федеральном бюджете появились средства на инвестиционные цели и была осознана необходимость вложения бюджетных средств в экономическое развитие страны. С другой стороны, существовавшие на тот момент инструменты федеральной инвестиционной политики (прежде всего федеральные целевые программы) показали свою недостаточную эффективность. Одной из проблем федеральных целевых программ считалось недостаточно эффективное взаимодействие государства и бизнеса в социально-экономическом развитии, и базирование нового инструмента федеральной инвестиционной политики – Инвестиционного фонда – именно на принципах государственно-частного партнерства должно было способствовать решению этой проблемы

В соответствии с Положением об Инвестиционном фонде РФ, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694, государственная поддержка предоставлялась для реализации инвестиционных проектов, направленных:

– на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации;

– на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы;

– на обеспечение реализации институциональных преобразований.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 в редакции Постановления Правительства РФ от 23 августа 2010 г. говорится лишь о том, что средства Инвестиционного фонда предоставляются для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Изначально за счет средств Инвестиционного фонда поддерживались проекты, имеющие общегосударственное значения. Проект, имеющий общегосударственное значение, – это проект, направленный на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, общая стоимость которого составляет не менее 5 млрд. рублей.

Принципиальной новацией Инвестфонда после его передачи в ведение Минрегиона России стали региональные инвестиционные проекты, положения о которых появились летом 2008 года. Региональные инвестиционные проекты – это проекты, имеющие региональное или межрегиональное значение. Проект, имеющий региональное значение, – это проект, направленный на достижение целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, общая стоимость которого составляет не менее 500 млн. рублей, реализуемый на территории одного субъекта Российской Федерации. Проект, имеющий межрегиональное значение, – проект, направленный на достижение целей социально-экономического развития нескольких субъектов Российской Федерации, общая стоимость которого составляет не менее 500 млн. рублей, реализуемый на территории 2 и более субъектов Российской Федерации.

Важно отметить, что за счет средств Инвестиционного фонда могут поддерживаться комплексные инвестиционные проекты, под которыми понимаются несколько взаимосвязанных инвестиционных проектов, реализуемые двумя и более ответственными исполнителями или инвесторами. Де-юре положение о комплексных инвестиционных проектах появилось только в Постановлении Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134, однако де-факто комплексные инвестиционные проекты стали поддерживаться с момента создания Инвестфонда. На практике такими проектами оказались не инфраструктурные или инновационные, а промышленные проекты. В них под государственно-частным партнерством стала пониматься реализация следующей схемы: государство вкладывает средства в инфраструктуру, необходимую для реализации промышленных инвестиционных проектов, а частные инвесторы – в строительство промышленных предприятий (что «классическим» государственно-частным партнерством не является). …

В рамках Инвестиционного фонда довольно детально прописываются условия отбора поддерживаемых за счет средств фонда проектов (т.е. требования к подобного рода проектам) и собственно процедура отбора (хотя они и не лишена определенных недостатков, о которых пойдет речь ниже).

Инициаторами инвестиционных проектов могут выступать прежде всего инвесторы, а также федеральные органы власти в отношении концессионных проектов общегосударственного значения и высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов, включая концессионные проекты.

Поскольку Инвестиционный фонд создавался для развития государственно-частного партнерства, то в постановлениях Правительства РФ были сформулированы требования о доле инвесторов в финансировании проектов. Бюджетные ассигнования Инвестфонда предоставляются для реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, в которых доля финансирования за счет инвестора (инвесторов) составляет не менее 25 процентов, а для реализации региональных инвестиционных проектов – не менее 50 процентов.

Отбор проектов, претендующих на поддержку за счет средств Инвестфонда, осуществляется на основе целого ряда критериев. Это:

а) наличие инвестора, подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта);

б) соответствие решаемой задачи при реализации проекта целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, утвержденным Правительством Российской Федерации, - для проектов, имеющих общегосударственное значение;

в) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;

г) обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований Фонда;

д) стоимость проектов, установленная для получения бюджетных ассигнований Фонда, составляющая не менее 5 млрд. рублей, - для проектов, имеющих общегосударственное значение, и не менее 500 млн. рублей, - для региональных инвестиционных проектов;

е) соответствие объема финансирования проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета минимальному уровню софинансирования, определяемому в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов…;

ж) соответствие задачи, на решение которой направлена реализация проекта, задачам, определенным стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденной в установленном порядке, - для региональных инвестиционных проектов;

з) период, на который предусматриваются бюджетные ассигнования Фонда для реализации проекта, не превышает 5 лет.

Проекты, прошедшие отбор на основе названных критериев, далее подлежат отбору на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности (т.е. количественных критериев). … Таким образом, инициатор проекта должен доказать значимость проекта для экономики страны и обосновать необходимость поддержки проекта за счет средств Инвестиционного фонда РФ. …

Изначальная доступность средств Инвестиционного фонда только для очень крупных проектов (не менее 5 млрд. рублей) подвергалась серьезной критике. Далеко не в каждой отрасли можно найти инвестиционные проекты на сумму в 5 млрд. рублей, поэтому на практике (как будет показано ниже) круг поддерживаемых отраслей и, что не менее важно – регионов, оказался относительно узким. Это, как правило, либо крупные транспортные проекты, либо проекты по освоению месторождений полезных ископаемых, причем преимущественно в труднодоступных районах.

Возможно, что отраслевые «перекосы» в деятельности Инвестфонд и были бы приемлемы, но фактическая недоступность средств фонда для многих регионов вынудили внести поправки в Постановление Правительства РФ о фонде, и в июне 2008 г., как уже было сказано выше, появились нормы о региональных инвестиционных проектах, стоимость которых может быть в десять раз ниже.