logo
регпол2011учп-выдержки

Региональные инвестиционные проекты

… Проекты регионального значения для поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ отбирались в Минрегионе России в течение 2009 года. Информация об одобренных в тот период времени проектах регионального значения представлена в таблице П5 Приложения, всего таких проектов 23. Их реализация, как планировалось, позволит привлечь в регионы свыше 104 млрд. рублей инвестиций, в том числе из средств федерального бюджета более 13,3 млрд. рублей, около 6,5 млрд. рублей из средств региональных и местных бюджетов и свыше 84 млрд. рублей средств частных инвесторов1.

Как видно из таблицы, львиная доля средств Инвестиционного фонда концентрируется в высоко- и среднеразвитых регионах. С одной стороны, это плохо с точки зрения сокращения межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития. С другой стороны, более половины поддержанных проектов имеет отношение не к региональным столицам, а к другим городам и районам субъектов Федерации. Например, в Тульской области проект будет реализовываться не в Туле или Новомосковске, а в третьем по численности населения города области Алексине. А «внутри» субъектов Федерации, как известно, контрасты в уровне социально-экономического развития сопоставимы с межрегиональными контрастами. Причем в региональных бюджетах денег для того, чтобы самостоятельно справиться с экономическим подъемом депрессивных или отстающих в экономическом развитии городов и районов зачастую не хватает. Таким образом, с помощью Инвестиционного фонда РФ будут создаваться новые точки зрения в относительно проблемных зонах пусть даже и «внутри» в целом высоко- или среднеразвитых регионов.

Стоит также отметить, что если проекты общегосударственного значения связаны в основном с развитием сырьевых отраслей, то проекты регионального значения в большей степени ориентированы на развитие обрабатывающей промышленности, жилищного строительства, что также можно оценивать как позитивное явление.

Таким образом, прогресс в развитии Инвестиционного фонда РФ довольно очевиден. Вместе с тем до полного решения всех проблем этого инструмента федеральной региональной политики еще далеко.

Во-первых, остается нестабильной нормативно-правовая база функционирования Инвестиционного фонда РФ, в правила его работы постоянно вносятся какие-то изменения и дополнения. …

Во-вторых, спрос на средства Инвестфонда по-прежнему существенно превышает его возможности. По данным Минрегиона России, в министерство от субъектов Федерации поступило более 110 заявок на сумму в 420 млрд. рублей (другое дело, что качество этих проектов подчас оставляет желать лучшего). Получается, что одобрено было только немногим более 20% представленных проектов. Более того, в Минрегионе сформировали перечни инвестиционных проектов, которые могут претендовать на средства Инвестфонда и которые будут способствовать реструктуризации экономики моногородов или реализовываться в Северо-Кавказском федеральном округе. Таких проектов насчиталось 29 и 21 соответственно2, но дальнейшая их судьба остается в основном неопределенной.

В-третьих, нет ясности и с проектами общегосударственного значения. Их отбор с началом кризиса в конце 2008 года фактически был приостановлен, и от таких проектов можно вообще отказаться (в пользу проектов регионального значения – менее масштабных, быстрее окупаемых и на самом деле более реалистичных и полезных). Однако среди уже одобренных проектов общегосударственного значения только 14 проектов – это проекты, по которым предусматривалось осуществление капитальных вложений, а 7 проектов – это проекты, по которым средства выделялись на разработку проектно-сметной документации с перспективой последующего принятия решений непосредственно о капитальных вложениях. Это 4 проекта по строительству платных автомобильных дорог («Краснодар – Абинск – Кабардинка», «Москва – Санкт-Петербург», участков трассы «Дон», Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области), «Южная трансрегиональная водная система», «Комплексное развитие Южной Якутии» и «Урал Промышленный – Урал Полярный». В условиях кризиса от двух проектов вообще отказались (от реконструкции трассы «Дон» и «Южной трансрегиональной водной системы»), реализация других вполне может задержаться.

Таким образом, как и в случае с федеральными целевыми программами регионального паритета, актуальным оказался вопрос отбора проектов, получающих поддержку за счет средств Инвестфонда, а с ним и вопрос отбора поддерживаемых регионов.

В 2011 году вновь начался процесс отбора проектов регионального значения, претендующих на поддержку за счет средств Инвестиционного фонда РФ. К началу осени было одобрено пять новых проектов (таблица П5 Приложения). Стоит обратить особое внимание, что из пяти одобренных проектов – два будут реализовываться в Северо-Кавказском федеральном округе. И это не случайность. 8 сентября 2011 года состоялось очередное заседание Инвестиционной комиссии по отбору проектов в Минрегионе России, которая одобрила еще три проекта на Северном Кавказе:

– «Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне сел. Кафыр-Кумух Республики Дагестан»;

– «Создание комплекса по переработке газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен (I очередь)»;

– «Строительство инфраструктуры кластера по добыче стекольного сырья для производства стеклянной тары в Республике Ингушетия».

Таким образом, реализация идеи использования Инвестиционного фонда РФ для поддержки социально-экономического развития Северного Кавказа началась. …